Отставить панику! Ничего сверхъестественного не произошло – ситуация развивается строго в русле законов, принятых, кстати, 20-25 лет назад. Грозные понятия военного времени и мобилизации – не новинка в нашем законодательстве. Но именно сейчас настало время – ещё не военное! – разобраться в них всерьёз.
В связи с принятием Госдумой резонансного законопроекта «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» в СМИ и социальных сетях появились пугающие слова «мобилизация», «военное положение», «военное время».
После этого президент Владимир Путин объявил о частичной мобилизации.
Кого призовут
В Указе президента «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» не разъясняется, какие именно категории подлежат призыву. Но министр обороны Сергей Шойгу дал необходимые пояснения:
1. Призывники-срочники отправляться в зону СВО по-прежнему не будут.
2. Под частичную мобилизацию подпадут только отслужившие люди, имеющие определенную военно-учётную специальность. В первую очередь – с боевым опытом.
3. Призыв будет проходить не одномоментно, а постепенно.
4. Будет призвано 300 тыс. человек – 1% мобилизационного резерва страны.
5. Мобилизованные будут направлены главным образом на охрану линии соприкосновения и освобождённых территорий.
Также разъяснено, что призыву подлежат редкие военные специальности, люди, которые проходили службу не позднее 5-ти летнего срока.
Помимо прочего, это позволит придать добровольцам официальный статус военнослужащего.
Давайте без эмоций разберёмся, что означают все эти термины.
О чём говорит новый закон
Правительственный законопроект № 160006-8 – пакет изменений разного рода, часть которых не относится ни к специальной военной операции, ни к армии вообще.
В первом же пункте не очень аккуратно свёрстанного законопроекта, который вот-вот станет законом, мы видим основное изменение: формулировка «в условиях вооружённого конфликта или военных действий» заменена на «в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооружённого конфликта или ведения боевых действий» – это изменение документа 2013, № 43, ст. 5440 Общего собрания законодательства России, приводящего нас к ст. 63 УК России «Обстоятельства, отягчающие наказание».
Но уже второй пункт законопроекта перекидывает нас на ст. 80 УК «Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания» – исключена возможность замены наказания более мягким видом уже после отбытия половины срока для лиц, осуждённых за особо тяжкие преступления – теперь пересмотр возможен только после двух третей отбывания наказания.
Несколько дальнейших пунктов вводят наказания для должностных лиц за нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу или отказ от заключения такого контракта – при этом уголовная ответственность может возникнуть только после административной.
7-я статья документа удаляет п. 3 «Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершённые в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени» из ст. 331 «Понятие преступлений против военной службы», а 8-я вновь вменяет формулировку «в условиях вооружённого конфликта или военных действий» на «в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооружённого конфликта или ведения боевых действий» – теперь в ст. 332, карающей за неисполнение подчинённым приказа начальника на военной службе.
Аналогичные изменения вносятся и в ряд других статей, посвящённых преступлениям в период несения службы, причём наказания за них ужесточаются.
Со сборов не убегать, гражданских не грабить!
Дальше, в п. 11, ч. «г», нас ожидает самая большая страшилка – новое примечание к ст. 337 «Самовольное оставление части или места службы», которое гласит:
Граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов несут уголовную ответственность за совершение преступлений, предусмотренных настоящей статьёй, которая установлена для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Далее опять уточнения про период мобилизации или военного положения и ужесточение наказаний, главным образом за дезертирство и порчу военного имущества. Также появилась статья 3521 «Добровольная сдача в плен» – от трёх до десяти лет лишения свободы.
Ещё из новинок отметим новую ст. 3561 «Мародёрство». Интересно, что для «простого» мародёрства или «сопряжённого с применением насилия, не опасного для здоровья», закон не устанавливает нижнюю планку наказания (до 6 и 10 лет лишения свободы соответственно) – она появляется только для групп по предварительному сговору или крупного размера.
Что такое «период мобилизации»
Что ж, теперь время разобраться, что означают понятия «период мобилизации», «военное положение» и «военное время». Они действительно впервые введены в Уголовный кодекс, но никак не в русское законодательство.
Федеральный закон №31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» был принят ещё 26 февраля 1997 г. И в первой же статье мы видим юридическое определение:
Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.
Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной. Комплекс мероприятий, проводимых при объявлении общей или частичной мобилизации в Российской Федерации, определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Часть 3 ст. 2 полностью раскрывает понятие мобилизации – это 24 пункта, от «научного и методического обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации» до «подготовки средств массовой информации к работе в период мобилизации и в военное время», но основное содержание посвящено, разумеется, Вооружённым силам.
В России сейчас объявлена частичная мобилизация:
Призыву на военную службу будут подлежать только граждане, которые в настоящий момент состоят в запасе и прежде всего те, кто проходил службу в рядах ВС, имеет определённые военно-учётные специальности и соответствующий опыт.
Период мобилизации в России начался 21 сентября 2022 года и будет закончен специальным указом президента. Никаких ограничений прав и свобод он не предполагает – только призыв на военную службу определённых категорий граждан.
Что такое «военное положение»
Конституционный закон ФКЗ-1 «О военном положении» от 30 января 2002 года говорит про «особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии». Военное положение может быть введено как на всей территории страны, так и в отдельных её частях. Статья 7 «Меры, применяемые на территории, на которой введено военное положение» в 19 пунктах расписывает особенности жизни и работы при вводе такой меры, в частности:
- усиление охраны ключевых объектов;
- особый режим их работы;
- особый режим въезда на территорию и выезда с неё;
- запрет митингов и забастовок;
- комендантский час;
- военную цензуру;
- задержание граждан воюющего с Россией государства;
- изъятие у граждан необходимого для государства имущества с последующей компенсацией.
Что такое «военное время»
Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» содержит ст. 18 «Состояние войны», где в ч. 2 появляется термин «военное время» в следующей формулировке:
С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.
Это, как видим, менее чёткое понятие, чем два предыдущих. Если с объявлением состояния войны всё ясно – оно объявляется федеральным законом, – то «фактическое начало военных действий» никак не разъяснено в законах. Обстрелы юго-западных областей России (Курской, Белгородской, Ростовской и т.д.), безусловно, являются военными действиями, но при этом о военном времени никто не говорит. Также в законе не прописана процедура объявления военного времени и сопряжённых с ним мероприятий: они есть только для «состояния войны», точнее, для военного положения, которое вводится во время войны автоматически.
Ввиду этой неопределённости эксперты предлагают понимать «военное время» именно как период с официального объявления и до прекращения войны.
Что с того?
Вот, собственно, и всё: понятия ясны, дело за их применением.
Неизбежность частичной мобилизации была очевидна минимум с мая, но по сложившейся у нас не очень хорошей привычке её отложили на «после выборов»: вообще, в России столько важных и непопулярных решений откладывается на «после выборов», что встаёт вопрос, зачем нам такие выборы. Откладывание неизбежного привело к целому ряду поражений, за которыми последовали репрессии против поддержавших Россию гражданских лиц.
Реакция
На авторском ТГ-канале Colonelcassad эксперта Центра военно-политической журналистики Бориса Рожина проведён опрос об отношении к частичной мобилизации. На 10:30 результат голосования показал, что около 60% соотечественников положительно относятся к частичной мобилизациии.
Свежие комментарии