Факты Дня

2 287 подписчиков

Свежие комментарии

  • Кламбер Спаниэль
    Все молчат, боятся высказываться , тревога это мягко сказано слишком , генералы или не хотят или не могут воевать в к...Россия меняет пра...
  • Кламбер Спаниэль
    Так с мобилизованными поступили, не только служившие же попали в мобилизацию, а им обещали охрану территорий, а везде...Как сорвать военн...

Восход «Ориона»: Русские «птички» готовы драться в небе Донбасса

Построенный в прошлом году завод «Кронштадт» переходит на трёхсменный режим работы и набирает сотрудников. Новые беспилотники поставляются в войска. Но смогут ли эти великолепные машины закрыть все потребности русской армии?

Военная операция на Украине вскрыла острую проблему нашей армии: системную недооценку роли беспилотников на современном поле боя. Русским войскам не хватает машин буквально всех классов: от миниатюрных квадрокоптеров, с помощью которых пехотное отделение может проводить разведку, до средневысотных машин большой продолжительности полёта, позволяющих командованию армии или корпуса держать под присмотром сотни километров фронта.

Проблему начали решать только после того как грянул гром. Поставки квадрокоптеров в войска наладили неравнодушные граждане; деньги на их покупку собирают всем миром. Но и со стороны государства и бизнеса наметились определённые подвижки: по последним данным, завод компании «Кронштадт», выпускающий разведывательно-ударные беспилотники «Орион», переходит на трёхсменный график работы и в связи с этим ищет дополнительных сотрудников. Об этом на днях рассказал на встрече с трудовым коллективом Дубненского машиностроительного завода имени Н. П. Фёдорова (ДМЗ) заместитель гендиректора АО «Кронштадт» Алексей Белых.

Верфь XXI века

Специализированный завод по производству крупноразмерных беспилотников был возведён компанией за свои средства и в рекордно короткие сроки: строительство началось в апреле 2021 года, а завершилось в декабре. В январе новое предприятие посетил министр обороны России Сергей Шойгу, а в феврале оно уже приступило к производству «Орионов».

Потратив девять месяцев и 12,5 миллиарда рублей, компания создала производственную площадку, обеспечивающую полный цикл производства как летательных аппаратов, так и комплексов управления.

Восход «Ориона»: Русские «птички» готовы драться в небе Донбасса
Сборка БПЛА «Орион» на заводе «Кронштадт». Фото: mil.ru

Новый завод тесно аффилирован с расположенным рядом ДМЗ, 14 корпусов которого также были реконструированы при подготовке к производству беспилотников. В компании отмечали, что их предприятие стало первым авиационным заводом, с нуля построенным в постсоветской России. И если смотреть на это событие через призму спецоперации – очевидно, что строительство завода по производству беспилотников в XXI веке можно смело ставить в один ряд с закладкой Олонецкой верфи Петром I на старте Северной войны и строительством гигантских металлургических комбинатов в Сталинграде и Магнитогорске в 30-е годы XX века. По сути, это – одна из кузниц будущей победы.

«Орионы» против «Байрактаров»

Изначально сообщалось, что на полную мощность предприятие выйдет только к 2024 году, но, очевидно, начавшаяся война внесла коррективы в эти планы. По неофициальным данным, завод «Кронштадт» уже четыре месяца занимается серийным производством «Орионов» и успел поставить в армию восемь комплексов, каждый из которых включает в себя пункт управления, модуль связи и шесть БПЛА. Также сообщалось, что в ближайший месяц к отправке планируются ещё 12 комплексов.

Много это или мало? «Орионы» находятся в одном классе с турецкими «Байрактарами» (Bayraktar TB2). И тот, и другой – средневысотные машины большой продолжительности полёта. Первоочередной функцией обоих дронов является разведка, а возможность нести несколько бомб или ракет – приятный бонус, не более.

Поскольку обе машины выполняют одни и те же задачи и сопоставимы по своим возможностям, тактический эффект от применения «Орионов» можно спрогнозировать, с понятным уровнем допущений, через опыт применения «Байрактаров».

Спецоперация предотвратила вторжение Украины в республики Донбасса. Киев деятельно готовился к ликвидации ЛДНР и в рамках этой подготовки формировал беспилотный флот. ВСУ успели купить 36 «знаменосцев» и заключили контракт на поставку ещё 48 машин. В целом украинские военные хотели иметь в постоянной оперативной готовности не менее 60 «Байрактаров», поэтому общее закупленное число машин должно было составлять примерно на треть больше этой цифры, то есть порядка 90 (собственно, это видно по объёму заказов). По-видимому, такая численность беспилотников считалась достаточной для решения задач на ограниченном театре боевых действий – на 30% от площади бывших Луганской и Донецкой областей (именно такую часть территорий контролировали ЛДНР до 24 февраля текущего года).

Восемь поставленных «Кронштадтом» нашей армии комплексов «Орион» – это 48 беспилотников, 12 ожидаемых комплектов – ещё 72 машины. Суммарно – 120 штук, что кажется внушительным количеством. Однако тут есть нюансы.

Обычно, когда сравнивают беспилотники, начинают приводить данные по продолжительности полёта, дальности, на которую машина может уходить от станции управления, и массе полезной нагрузки. Однако для разведывательно-ударных дронов ключевым показателем являются отнюдь не эти возможности, а способность видеть противника. Первоначально «Байрактары» комплектовались станциями оптико-электронной разведки от канадской компании L3Harris Wescam, а после того как канадцы отказались поставлять свои станции в связи с азербайджано-армянской войной (второй карабахской) – «знаменосцев» начали оснащать оптико-электронными системами турецкого производства Aselsan CATS.

В ходе второй карабахской Азербайджан опубликовал кадры армянского комплекса С-300, снятого «Байрактаром» с расстояния в 80 км. Качество картинки было, что называется, «никаким»; давать целеуказание на такую дистанцию беспилотник не мог. Однако сам факт того, что дрон способен рассмотреть наш комплекс с такого расстояния, говорит об исключительно высоком качестве канадской оптики.

Восход «Ориона»: Русские «птички» готовы драться в небе Донбасса
Турецкий «Байрактар». Фото: Mevlut INAN/Shutterstock.com

Уже в ходе текущей войны имел место случай, когда украинский «Байрактар» корректировал огонь артиллерии по аэропорту Херсона с дальности в 48 км. Беспилотник наблюдал за движениями наших войск, летая над Очаковским районом Николаевской области, то есть за пределами досягаемости наших войсковых комплексов ПВО.

Могут ли наши оптико-электронные станции работать так же? Хочется верить, что да. Но давайте рассмотрим обратный вариант. Допустим, отечественная оптика существенно уступает западной, да и турецкой тоже (тем более что предпосылок к такому положению дел – вагон и маленькая тележка). Что тогда?

Что ж, это неприятно, но не трагично. По сути, это означает, что для контроля над участком фронта, который враг просматривает двумя «Байрактарами», нам понадобятся три или четыре «Ориона». А значит, нам нужно производить больше машин этого типа.

Иными словами, в пессимистичном сценарии полученные и ожидаемые в ближайшее время «Орионы» позволят превратить воздушное преимущество над одним из театров военных действий в полноценное воздушное господство. Например, над Донбассом.

Если же качество отечественной оптики близко к западным системам или наши военные не стремятся к полному воздушному господству, а согласны на расширенные возможности по корректировке артиллерийского огня и тактической разведке – «Орионов» хватит на два крупных соединения, которые обеспечат устойчивый контроль неба ещё и над Запорожьем или в Херсонской области.

Не исключён и вариант, что беспилотники будут «размазываться тонким слоем» по всей линии фронта. В этом случае эффективность наших ствольных орудий и ракетных систем залпового огня (РСЗО) вырастет везде, но не критичным для украинской стороны образом.

«Орион»: хорошо, но мало

Как боевой аппарат «Орион» может очень многое: корректировать огонь дальнобойных систем, просматривать огромные пространства на предмет засад, в том числе и затаившихся комплексов ПВО противника. При необходимости беспилотник может и уничтожить пару вражеских машин. Однако, как бы ни были хороши дроны этого класса, у них есть свои ограничения. На это в беседе с Царьградом обратил внимание руководитель Координационного центра помощи Новороссии (КЦПН) Александр Любимов.

Во-первых, хотелось бы услышать не рассказы медиа о производстве «Орионов», а рассказы людей на фронте, которые видели их применение. Это немного разные вещи, – подчеркнул он. – Второе: у каждого беспилотника – своя тактическая ниша. Мы, гуманитарщики, в силу ограниченных финансовых возможностей не можем ни производить, ни покупать ни «Орионы», ни «Орланы». Мы можем только приобретать какие-то гражданские машины. Но мы точно знаем, что в войсках есть запрос на простые беспилотники уровня взвода – роты, батареи – дивизиона. И это точно не «Орлан» и не «Орион»: это машины совершенно другого порядка. И пока у нас не возникнет альтернативы «Мавикам» (Mavic) от китайской компании DJI, наши ребята так и будут воевать квадрокоптерами DJI просто потому, что ничего другого у нас нет, а война требует, чтобы оно было.

По словам Любимова, сейчас нужно не только производить тяжёлые машины, но и максимально быстро заполнить тактическую нишу малоразмерных, простых коптеров. Глава КЦПН уточнил, что отечественные дроны этого класса должны быть более приспособленными к использованию в боевых действиях: иметь более высокую устойчивость к РЭБ (средствам радиоэлектронной борьбы), лучшую ремонтопригодность. Но самое главное – их должны быть тысячи. Уже сейчас коптеры DJI негласно приняты на вооружение, и в действующих на фронте частях их насчитывается несколько сотен или даже тысяча.

Восход «Ориона»: Русские «птички» готовы драться в небе Донбасса
Коптеры DJI сейчас активно используются русскими войсками на Украине. Фото: Ansario/Shutterstock.com

Помимо пехотных дронов для разведки «за углом», нашей армии нужны и беспилотники других типов: артиллерийские корректировщики типа «Орланов», дроны-камикадзе, позволяющие жечь припаркованную в жилых массивах украинскую бронетехнику, не разбирая при этом многоэтажки на щебень и арматуру.

В 2021 году «Кронштадт» обещал начать испытания двухмоторного ударного беспилотника «Сириус». Они должны были стартовать в мае нынешнего года. Гипотетически возможно, что наше военное ведомство форсирует проект пятитонного беспилотника-бомбовоза «Альтаир», в последних своих вариантах переименованного в «Альтиус-РУ», каковой завершил испытания в 2021-м.

Что с того?

Какими бы ни были успехи отдельной компании – а у «Кронштадта» они без преувеличения значительны, – одна компания не может решить проблемы целой отрасли. А потому и государству, и обществу следует сделать всё возможное, чтобы как можно больше предприятий пошли по пути питерских авиапроизводителей. Нашим войскам на фронте, и мирным людям в тылу, и всей стране в целом – нужно, чтобы каждый тип дронов производился как минимум одной, а лучше – двумя-тремя отечественными компаниями. Только в этом случае нам удастся реализовать принцип «бить врага малой кровью и на его территории».

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх