О восстановлении кооперации с Россией представителям украинским авиационных предприятий нужно было думать значительно раньше – считает эксперт по авиационной отрасли, экономист Дмитрий Адамидов.
Украинцы начали лоббировать восстановление торгово-экономических связей с РФ
Директор по корпоративным правам и инвестиционным проектам компании «Мотор Сич» Владимир Семенов призвал Киев отменить санкции против целого ряда российских предприятий для «восстановления строительства самолетов на Украине».
Впрочем, учитывая специализацию данного запорожского предприятия – вертолетные двигатели, разговор здесь идет о легализации транзакций между российскими и украинскими контрагентами. Практика показывает, что компания «Мотор Сич» даже в современных условиях пытается работать с российскими партнерами, пусть с помощью сложных контрактных схем.
В качестве примера можно привести трехсторонний контракт «Мотор Сич» с предприятиями из России и Китая на поставку двигателей, хотя все это не может заместить запорожцам тот объем гарантированных заказов, который был в их распоряжении до 2014 года.
Практика показала, что «Мотор Сич» и другие украинские предприятия авиастроительной отрасли могут существовать только за счет кооперации с российскими контрагентами, с которыми они до 2014 составляли единую производственную цепочку.
Если брать не производство компонентов, а строительство готовой продукции, т.е. самолетов и вертолетов, то на Украине оно было вотчиной только одного предприятия – киевского Завода имени Антонова. С 2014 года данное предприятие смогло построить несколько самолетов, причем на Украине на днях заявили, что остановка производства связана с украинскими санкциями против России.
Оживление данной дискуссии и прямые характеристики создавшегося печального положения связаны с тем, что действующий президент Украины Владимир Зеленский настроен на нормализацию отношений с Россией, пусть и здесь он пока не добился осязаемого прогресса.
Украинцам очевидно, что если они не восстановят торгово-экономические отношения с Россией, то украинскому авиастроению и другим высокотехнологичным отраслям их национальной промышленности придет конец, но сделать это будет очень сложно. Во-первых, по политическим соображениям – именно ими «связан» тот же Зеленский. Во-вторых, в силу деградации украинской экономики и изменения ее производственной структуры – экономист Александр Охрименко даже утверждал, что на месте Завода имени Антонова разумней будет открыть офисный центр или построить жилые кварталы. В-третьих, с 2014 года прошло шесть лет и постсоветский интерес со стороны России ушел в прошлое.
Понятно и то, что глава «Мотор Сич» лоббирует здесь даже не авиастроение на Украине, а восстановление кооперации с Россией для того, чтобы загрузить украинские предприятия заказами на производство компонентов, без которых им в ближайшие годы точно не выжить.
«Украинцы поздно опомнились – безусловно, в «Мотор Сич» всегда были против этого дела, но только сейчас накал истерии спал и можно в открытую обсуждать вопрос восстановления торгово-экономических отношений с Россией», - заключает Адамидов.
Как замечает эксперт, в 2015-16 годах такие заявления сложно было представить на Украине, а сегодня подобное лоббирование постепенно там становится нормой, но до каких-то реальных решений путь неблизкий и вообще не факт, что это может случиться.
России украинские авиапредприятия не очень нужны
«Что касается восстановления связей России и Украины в производстве самолетов, то не надо забывать, что для этого процесса нужно перезапускать и российскую промышленность. Может быть не с точки зрения мощностей, но с точки зрения проектов и персонала. На Украине с этим дело еще хуже, поэтому России проще построить все у себя с нуля», - констатирует Адамидов.
Тем более, из-за событий 2014 года мы отказались от линейки перспективных самолетов Антонова и сделали ставку на полностью свои проекты – в частности, это Ил-112/14, который закроет в России спрос, куда мог прийти на наш рынок тот же Ан-140.
«Опять же, не надо забывать про политику, которая может помешать наладить контакты между нашими государствами. Я думаю, что в ближайшие 10 лет – это, безусловно, останется стопором, пусть и уровень истерики сейчас снизился», - резюмирует Адамидов.
Адамидов замечает, что такие конфликты, как российско-украинский, быстро не гасятся, хотя бы с медийной точки зрения. Из-за чего все торгово-экономические транзакции между нашими странами будут ограничены напряженными политическими настроениями.
«Если брать украинские предприятия на 2014 год, то они состояли в обоюдовыгодной кооперации с российскими контрагентами, причем базой для этого являлось советское наследие в виде устоявшихся производственных цепочек», - заключает Адамидов.
Адамидов считает, что шесть лет – это очень большой срок, из-за чего говорить о том, что было тогда, больше не имеет смысла. Эти связи были порваны, причем инициатором этого стала украинская сторона, демонстративно отказавшаяся от отношений с Россией.
«На сегодня сложно об этом говорить, хотя бы из-за того, что Киев не пойдет на восстановление торгово-экономических отношений с Москвой до решения базовых политических вопросов, а до этого путь сегодня все еще не близкий», - констатирует Адамидов.
Здесь еще потребуется порядка 10 лет, после чего украинские предприятия не только придут в полный упадок, но и для России не будет никакого смысла восстанавливать с ними какое-либо сотрудничество – за это время наша авиация должна уйти далеко вперед.
Свежие комментарии