Ситуация вокруг памятника маршалу Коневу осложнила отношения между Россией и Чехией, считает член Комитета по международным делам Государственной думы РФ Антон Морозов.
Отношения России и Чехии находятся в кризисе
В Чехии заявили, что Прага начнет консультации с Москвой, итогом которых станут переговоры глав МИД и президентов.
Данное заявление Праги стало следствием резкого обострения российско-чешских отношений, которое последовало после сноса памятника маршалу Коневу в чешской столице. Это решение было реализовано местными властями, а правительство Чехии отказалось даже урегулировать вопрос передачи памятника российской стороне.
Перед нами не первое такое действие чехов – до памятника Коневу пражские власти переименовали площадь возле российского посольства в площадь Бориса Немцова, хотя непонятно, какое отношение этот политик имеет к чешской столице.
Очевидно, что перед нами систематическое давление в отношении России, которым активно занимаются антироссийские силы в Чехии.
Они не идентичны чешским государственным властям, но те не оказывают никакого сопротивления данной сомнительной практике, которая в случае с памятником маршалу Конева вышла за всякие нормы приличия.
Чехия этим актом вандализма продолжила политику Польши, где происходит систематический снос памятников советским воинам-освободителям.
«Такие события сильно омрачают наши взаимоотношения с Чехией. Они демонстрируют неуважение к героям Великой Отечественной войны, освобождавшим европейские государства от немецко-фашистских захватчиков. Для нас это личная обида и личное оскорбление, если где-то неуважительно относятся к мемориалам. Поэтому мы на двусторонней основе будем требовать, чтобы партнеры не политизировали данный процесс и оставили в покое памятники героям», - констатирует Морозов.
Современная политика Чехии серьезно осложняет наши отношения, причем Россия в данном вопросе не пойдет на уступки. Даже в Конституцию РФ была принята поправка о защите национальной памяти, которая полностью подпадает под данный случай.
«Нужно выстраивать конструктивный диалог и находить точки соприкосновения, чтобы наше сотрудничество носило взаимовыгодный характер, но об уроках истории и о героях также забывать нельзя», - резюмирует Морозов.
В Чехии непопулярна русофобия
Заведующий Сектором региональных проблем отдела европейских исследований ИМЭМО РАН Константин Воронов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что отношения России и Чехии должны стабилизироваться.
«Особого негативизма и русофобии, несмотря на сложную историческую палитру, в Чехии нет. Между нашими народами теплые и дружеские отношения, которые базируются на исторической основе, на итогах войны и на освобождении Праги», - констатирует Воронов.
Случай с маршалом Коневым диссонирует с позитивным трендом в Праге, главным выразителей которого является чешский президент Милош Земан, который не один раз высказывался против санкций и выступал за нормализацию отношений с Россией.
Земан является противником как антироссийских, так и любых других международных санкций из-за их бессмысленности. Американские санкции против Кубы были введены 60 лет назад, но это не привело к заявленным Вашингтоном результатам.
«Вал событий, которые последовали за сносом памятника, носят особый характер, и связаны с ситуативной напряженностью отношений. Я думаю, что перед нами эпизод в наших отношениях, а не негативный трек», - заключает Воронов.
Остается надеяться, что это не устойчивая тенденция, но в Центральной Европе это постепенно превращается в тренд.
Эта проблема затрагивает всю Центральную Европу
Центральная Европа – это искусственное понятие, которое исходит из понятия старой внешней политики Германии Mitteleuropa (Zentraleuropa).
Сюда входят немецкоязычные страны – Германия, Австрия, Швейцария, и государства, которые ранее входили в состав двуединой европейской монархии Австро-Венгрии – Венгрия, Польша, Чехия и Словакия.
Последние четыре страны даже сформировали Вышеградскую группу, с помощью которой пытаются позиционировать интересы региона внутри ЕС. И именно внутри данного сообщества стран развернулась разнузданная война с советскими военными памятниками.
«Перед нами влиятельная группа европейских государств, и у нее присутствует своеобразный исторический фон. Они сформировались, как Новая Европа после распада Социалистического блока и вдохновились переменами – крушением СССР, падением Берлинской стены и вхождением в Европейский союз», - резюмирует Воронов.
Большой самостоятельной роли эти государства, как фактор силы в ЕС, не играют, но со стороны Москвы наблюдалось желание завязать с ними продуктивные отношения на новой основе и отбросить неприятные моменты, которые у нас были раньше.
Такие эпизоды, как с памятником Коневу, вне сомнений, негативно повлияют на данный процесс.
«События 2014 года вместе с клинчем России и Запада и наступательной политикой Москвы на постсоветском пространстве подорвали этот процесс выстраивания новых отношений, из-за чего активизировались негативные моменты», - констатирует Воронов.
Наши отношения с данными государствами не одномерны – Венгрия взяла курс на конструктивное сотрудничество с Россией. При этом это идеологически ориентированная страна, которая при Орбане начала вести прагматичный курс по Москве.
«Благодаря этому венгры получили экономические преимущества в виде АЭС, газового хаба и «Южного потока», - заключает Воронов.
Польша этим пренебрегла, а Чехия демонстрирует странные политические ходы, но картина динамичная, и многое что может измениться.
Свежие комментарии