Власти США в этом году решили не отмечать годовщину встречи на Эльбе. О том, что стоит за этим шагом, кто несёт главные репутационные издержки от такого решения и почему это в первую очередь плевок именно в американскую историю, разбирался «Первый русский».
Госдепартамент США отменил в этом году торжественные мероприятия на Арлингтонском кладбище по поводу очередной годовщины Встречи на Эльбе, которая проводилась там с 1995 года, с момента открытия монумента «Дух Эльбы».
Как заявил российский посол в США Анатолий Антонов,
Было отказано в проведении такого рода мероприятий. Чисто формально – отменило Арлингтонское кладбище, но нам чётко было сказано, что по рекомендации Госдепартамента. Нам понятна эта реакция в силу той русофобии, которая развёрнута сегодня в США.
Впрочем, проблема здесь в том, что в данном случае Штаты, упражняясь в русофобии и очередных попытках «отменить» российскую историю советского периода, «кэнселят» сами себя и плюют в память и клятвы своих собственных ветеранов.
Очень «горячая« встреча
И здесь нужно вернуться к истории того, что предшествовало историческому событию 25 апреля 1945 года в районе города Торгау, когда части первого Украинского фронта и первой армии США всё же встретились, таким образом рассекая Германию и войска Третьего рейха надвое, на северную и южную группировку. И поклялись, что никогда не будут воевать друг против друга.
Говоря о реальных событиях того времени, стоит сказать, что встреч на Эльбе было несколько, и некоторые из них попросту нарушали прямые военные приказы командования обеих группировок войск. Но ещё раньше встреча произошла в небе, и была она трагической.
Речь идёт об атаке немцами американских летающих крепостей под охраной истребителей «Мустанг» в небе над Кюстрином. Шесть советских Як-3 пришли тогда американцам на помощь, но были ими же атакованы. Просто потому, что американцы на тот момент не знали советских опознавательных знаков. Все шесть истребителей СССР были сбиты, а двое наших лётчиков погибли от «дружественного огня». В бой, к слову, впоследствии вмешался на трофейной «Аэрокобре» сам Иван Кожедуб, который сбил два американских истребителя. В общем, с самого начала встреча, мягко говоря, не задалась. И между военными частями СССР и США повисло вполне ощутимое напряжение.
Затем были попытки встретиться уже на земле. И их было несколько. При этом что советское, что американское командование строго запретило пересекать определённые рубежи и особо не проявлять инициативу в деле поиска частей союзников. Во избежание недоразумений.
Но что гвардии сержант Григорий Голобородько, что первый лейтенант, разведчик Альберт Коцебу приказы своего командования нарушили и вышли навстречу друг другу. При этом даже без официальных опознавательных знаков, которыми должны были стать выстрелы сигнальных ракет. А потому, собственно, этот момент и не стал «официальным». Хотя и закончился торжественными посиделками американского бойца с вполне понятным распитием алкогольных напитков.
Параллельно с этим произошла и ещё одна встреча, которая также чуть не закончилась кровопролитием. Уже в Торгау советские солдаты заметили некоего военного на колокольне, который кричал что-то непонятное и размахивал руками. Наши бойцы приняли его за солдата вермахта, обратились к нему на немецком, но тот не понял. Тогда последовали предупредительные выстрелы. К счастью, бойцы быстро разобрались, кто есть кто, и бой закончился, не начавшись, перейдя всё в такие же неформальные посиделки.
Официальная же встреча, с репортёрами, памятными фотографиями, которые и остались в учебниках истории, прошла около Торгау, по заранее заданным координатам. И «лицами» её стали лейтенанты Александр Сильвашко и Уильям Робертсон.
Тогда уже и пошло взаимное братание, обмен сувенирами (пуговицами, обувью, перочинными ножами, всем чем угодно, чтобы оставить друг другу о себе память). И принесение клятвы на Эльбе. Которая не была формальной или официальной, родилась спонтанно, и даже точных её слов и формулировок в принципе нет. Но суть была проговорена чётко. Как написал в своих мемуарах Герой Советского Союза капитан Яков Неумоев,
Мы тогда на Эльбе клятву дали, что будем друзьями, что никогда не встретимся как враги на поле брани.
В своих воспоминаниях военный переводчик Джо Половски также упоминает эту клятву:
Общались мы по-немецки. Я переводил Коцебу на английский, а один из русских, знавший немецкий, переводил остальным на русский. В тот исторический момент встречи представителей двух народов простые американские и русские солдаты торжественно поклялись сделать всё, чтобы ужасы войны никогда больше не повторились, чтобы народы нашей планеты жили в мире. Такова была наша Клятва на Эльбе.
И вот сейчас, в 2022 году эта клятва была фактически растоптана. Хотя, если уж говорить прямо, то попрание её началось намного раньше.
Вопреки холодной войне
Здесь нужно вспомнить, что холодная война, которая фактически началась с Фултонской речи Черчилля, носила не только внешний, но и внутренний характер. В тех же США правительство мгновенно стало «закручивать гайки»: искать подозрительных и неблагонадёжных, выявлять «сочувствующих коммунизму» и создавать из СССР образ «империи зла» для собственного населения.
В общем, к пятидесятым годам прошлого века огромная часть американского общества, во-первых, была подвержена шпиономании, а во-вторых, от всей души боялась и ненавидела Советский Союз.
И вот на этом фоне в 1955 году 12 американских ветеранов, среди которых был и переводчик Половски, участник самой первой, неофициальной встречи на Эльбе, в десятилетний юбилей этого события решили полететь в Москву. Воспоминания об этом «походе» оставил рядовой Мюрри Шульман. По его словам,
У большинства из нас денег тогда было немного – некоторым даже пришлось добираться до Вашингтона на попутных машинах, чтобы успеть к 25 апреля – дню празднования 10-й годовщины.
Понятно, что денег добраться до Москвы у ветеранов не было тем более. Эти расходы взялось было оплатить советское посольство в Вашингтоне. Как вспоминает Шульман,
Нам, однако, это представлялось неприемлемым: мы хотели, чтобы по крайней мере половину расходов взяла бы на себя американская сторона. Увы, в то время никто не предложил своей помощи.
Оно и понятно – такая помощь от официальных американских лиц в эпоху «маккартизма» была просто немыслима. Удивляет то, как ветеранов вообще не арестовали за такие намерения, которые они, к слову, озвучили публично через прессу.
Пресса в итоге им и помогла. Когда бойцы поняли, что денег нет и не будет, они уже планировали разъезжаться по домам. Но тут их пригласили участвовать в телевикторине «Стань богачом».
Всего для визита, по воспоминаниям Шульмана, им нужно было выиграть 5580 долларов. Викторина продолжалась для них два дня. И они выиграли, но денег всё равно было недостаточно. Помогли простые американцы, которые буквально завалили редакцию шоу телефонными звонками. В итоге в дело вмешалась компания «Колгейт Палмолив», спонсировавшая эту телепрограмму, которая согласилась покрыть все расходы. Однако далеко не всё американское общество было настроено настолько доброжелательно к собственным героям войны. Как вспоминал потом Шульман,
В то время, как вы помните, так называемая холодная война с Советским Союзом была в самом разгаре. В Советский Союз никто не ездил, из Советского Союза никто не приезжал. Все мои домашние – и жена, и родители, и родственники жены – были против этой поездки. Но я всё-таки поехал. Я понимал, что это редкая возможность, и я поехал. Но во время моего отсутствия моей жене много раз звонили по телефону с оскорбительными обвинениями.
Тем не менее американские ветераны добрались до Москвы в ночь на 9 мая и пробыли в Советском Союзе 4 дня, где, по воспоминаниям того же Шульмана, их приняли «как родных». Этот визит открыл возможность для дальнейших встреч как в Москве, так и в Вашингтоне в 1958, 59-м годах и далее. И нужно понимать, что в первую очередь инициатива исходила именно от простых американских солдат, которые вопреки логике холодной войны остались верными клятвам, данным на Эльбе.
В 1985 году годовщину отмечали уже в Германии, на том самом месте, где пожали друг другу руки Сильвашко и Робертсон. А ещё через 10 лет, на Арлингтонском военном «кладбище героев», как оно неформально именуется, был открыт монумент «Дух Эльбы», где ежегодно и проводились торжества. До 2022 года.
Впрочем, ничего удивительного в такой «отмене» собственной истории в США нет. С момента начала бунтов под эгидой BLM тамошние «активисты» сносят памятники конфедератам, Колумбу и прочим историческим персонажам, которых считают «неправильными». Ну, вот теперь дело дошло и до истории Второй мировой. И памяти о собственных ветеранах.
Что с того?
Главное всё же, чтобы мы не утеряли эту память. Поскольку эта встреча действительно была важнейшей вехой в нашей, да и мировой истории. Впрочем, в Москве, в парке Победы в Дорогомилово есть свой монумент «Дух Эльбы», такой же, как на Арлингтонском кладбище, и надпись на нём гласит:
Эта мемориальная доска посвящается боевому содружеству советских, американских и союзнических вооружённых сил в битве против тирании в годы Второй мировой войны и символизирует встречу советских и американских войск на реке Эльба 25 апреля 1945 года.
А это означает, что даже если в Штатах вымарывают собственную историю, в России никто и ничто не будет забыто.
Свежие комментарии