В 1939 году Австралия имела лишь пять старых эсминцев, построенных ещё во время Первой мировой войны. Боевая ценность этих кораблей казалась невысокой, однако, когда вспыхнула новая война, они отправились нести службу на Средиземное море. Там австралийский «металлолом» неожиданно для всех показал себя с самой лучшей стороны в схватках с сильными и опасными противниками.
«Старые, разбитые и изношенные» корабли
Развитие Королевских австралийских ВМС в 30-е годы по ряду экономических и политических причин оказалось весьма противоречивым. С одной стороны, страна обзавелась пятью современными крейсерами — двумя тяжёлыми и тремя лёгкими. Что касается эскадренных миноносцев, то их также имелось пять, что явно немного для морской державы. Более того, все эти корабли выглядели морально устаревшими и слабыми на фоне лучших мировых образцов — например, японских эсминцев типа Fubuki, или итальянских типа Navigatori.
В 1933 году Австралия получила от Великобритании флотилию из лидера и четырёх эсминцев. Эти корабли заменили выведенные из состава флота лидер Anzac и пять эсминцев типа S, считавшиеся устаревшими. Впрочем, нельзя сказать, что пополнение вывело австралийские ВМС на качественно иной уровень. Им достались ветераны Первой мировой войны, мощные на момент ввода в строй, но весьма скромные по своим боевым возможностям в 30-е годы. Охарактеризуем эти корабли по состоянию на 1939 год.
Лидер эсминцев Stuart типа Scott. Заложен в 1917 году, введён в строй в 1918 году. Действовал на Чёрном море во время британской интервенции в России (1919-1920 годы). Стандартное водоизмещение — 1530 т, полное — 2030 т. Скорость хода — до 36,5 узла. Вооружение: 5×1 120-мм пушек, 1×1 76-мм и 2×1 40-мм зенитных пушки, 2×3 533-мм торпедных аппарата.
Два эсминца типа V: Vampire и Vendetta. Заложены в 1916 году, введены в строй в 1917 году, успели принять участие в Первой мировой войне. Стандартное водоизмещение — 1100 т, полное — 1470 т. Скорость хода — до 34 узлов. Вооружение: 4×1 102-мм пушки, 1×1 40-мм зенитная пушка, 2×3 533-мм торпедных аппарата.
Два эсминца типа W: Voyager и Waterhen. Заложены в 1917 году, введены в строй в 1918 году. Стандартное водоизмещение — 1100 т, полное — 1470 т. Скорость хода — до 34 узлов. Вооружение: 4×1 102-мм пушки, 2×1 40-мм зенитные пушки, 2×3 533-мм торпедных аппарата.
В 30-е годы Королевские австралийские ВМС жестоко страдали от хронического недофинансирования. По этой причине «новые» эсминцы бóльшую часть своей службы проводили в резерве и не модернизировались. На постоянной основе в строй их ввели только в 1939 году, когда угроза глобальной войны стала очевидной, а состояние экономики Австралии стабилизировалось.
Австралия вступила во Вторую мировую войну одновременно с Великобританией, после чего все эсминцы перебазировались в Сингапур. Командиром соединения стал коммандер Гектор Уоллер, державший флаг на лидере Stuart. В ноябре 1939 года корабли по просьбе британского Адмиралтейства направились для несения службы в Средиземное море. Уже в январе 1940 года на Мальте из них организовали 19-й дивизион эсминцев Средиземноморского флота, который 27 мая вместе с британским 20-м дивизионом вошёл в состав 10-й флотилии эсминцев. Командование соединением доверили повышенному до кэптена Уоллеру.
Боевые действия на Средиземном море в те месяцы не велись, и австралийцы «сражались» только со своей устаревшей техникой. Сами моряки признавали, что их корабли были «старыми, разбитыми и изношенными». Про флагманский Stuart говорили, что он «протекает, как чёртов ботинок». Ставшее знаменитым прозвище «флотилия металлолома» (Scrap Iron Flotilla), по общепризнанному мнению, впервые прозвучало по немецкому радио как насмешка. Но хлёсткие слова даже понравились острым на язык «оззи» и стали популярными у них.
Боевое крещение австралийцев
Представители далёкого доминиона были на хорошем счету у командующего Средиземноморским флотом адмирала Эндрю Каннингхэма. Он называл их «самыми бодрыми и неунывающими парнями, с которыми когда-либо имел дело». Высокие оценки британский адмирал давал и командиру австралийского соединения кэптену Уоллеру. «Оззи» не подвели командующего, когда корабли наконец-то пошли в настоящий бой с сильным противником — Итальянскими королевскими ВМС. Летом 1940 года начался тот период войны, который прославил «флотилию металлолома», сделав её настоящей легендой австралийского флота.
Уже 9 июля 1940 года три австралийских эсминца приняли участие в бою у Калабрии — первом за войну столкновении главных сил британского и итальянского флотов. Vampire и Voyager вместе с восемью британскиими эсминцами обеспечивали защиту авианосца Eagle. Stuart действовал в составе сил авангарда (линкор Warspite, 5 лёгких крейсеров и 6 эсминцев). Лидер участвовал в перестрелке с итальянскими кораблями — один из его матросов позднее описывал происходившее так:
«Рёв главного калибра, треск малого калибра, хлопки тяжёлых зениток, столбы воды, поднимавшиеся вокруг Warspite и других линкоров, едкие пары кордита, вспышки огня на ведущем огонь на высокой скорости дрожащем корабле — картина, которую невозможно воспроизвести на холсте или киноплёнке».
Сражение у Калабрии закончилось вничью, ни одна из сторон не понесла невосполнимых потерь. Более заметный эффект на ход войны оказала рутинная служба эсминцев по защите морских коммуникаций, начавшаяся с первых же дней боевых действий. Несмотря на устаревшую технику, австралийские моряки достойно показали себя в борьбе с итальянскими (а позднее и немецкими) субмаринами и самолётами. В 1940-1941 годах «флотилия металлолома» провела десятки конвойных операций, мы опишем лишь несколько наиболее удачных для «оззи» встреч с противником.
27 июня 1940 года к югу от Крита Voyager вместе с британскими эсминцами Dainty, Decoy, Defender и Ilex обнаружил и атаковал итальянскую подлодку, вынудив её к всплытию. Команда большой новейшей субмарины Console Generale Liuzzi (головной корабль типа, 1166 т, введена в строй в 1939 году) после короткой перестрелки затопила корабль и сдалась в плен. Примечательно, что командир подлодки капитано ди корвета Лоренцо Бецци добровольно пошёл на дно. За самопожертвование этот моряк до сих пор считается одним из величайших героев итальянского флота.
Уже 29 июня к западу от Крита те же корабли обнаружили в надводном положении итальянскую субмарину Uebi Scebeli (тип Adua, 697 т, введена в строй в 1937 году). Срочное погружение не спасло подлодку: после атаки глубинными бомбами она всплыла, а команда вновь сдалась в плен. Перед тем, как орудия эсминцев добили повреждённую субмарину, на ней была захвачена кодовая книга итальянских ВМС. По итогам двух побед часть пленных доставили в Александрию на борту Voyager.
29 сентября Stuart, следовавший в Александрию для ремонта, с помощью гидролокатора ASDIC обнаружил погружённую субмарину у побережья Египта. Началась 12-часовая охота, в которой к австралийцам присоединились вооружённый траулер Sindonis и летающая лодка Sunderland 230-й эскадрильи из Александрии. Только утром 30 сентября исчерпавшая запас кислорода итальянская подлодка всплыла, команда затопила её и сдалась в плен. Примечательно, что погибшая субмарина Gondar (тип Adua, 697 т, введена в строй в 1938 году) была оборудована для транспортировки боевых пловцов и должна была провести диверсионную атаку в гавани Александрии.
В сентябре 1940 года кэптен Уоллер стал кавалером «Ордена за выдающиеся заслуги». Корабли «флотилии металлолома» осенью проходили срочный ремонт в Александрии и на Мальте, сопровождавшийся полевыми модификациями для усиления ПВО. На эсминцы довольно бессистемно ставили дополнительные «эрликоны», одноствольные «пом-помы» и даже трофейные итальянские зенитные автоматы Breda. Для нового зенитного вооружения с маленьких эсминцев типов V и W приходилось снимать по одному торпедному аппарату. После этого зимой 1940-1941 годов австралийские моряки активно поддерживали наступление британских войск в Ливии. Блокада итальянских гаваней и обстрелы береговых целей, несомненно, сыграли свою роль в успешном захвате Тобрука в январе.
Время тяжёлых испытаний
С прибытием на Средиземноморский фронт немецкой авиации ситуация для союзников резко осложнилась — теперь в воздухе приходилось иметь дело с гораздо более опасным противником. Наглядным воплощением этого стали драматические события весны 1941 года в восточной части Средиземного моря. В марте австралийским эсминцам пришлось перебрасывать союзные войска в Грецию, а уже в апреле-мае — эвакуировать их оттуда под сильнейшими воздушными ударами. К счастью, кораблям «флотилии металлолома» в этих боях сопутствовала удача, ни один из них серьёзно не пострадал, хотя встречи с бомбардировщиками люфтваффе случались регулярно.
На общем фоне происходившего в Греции поводом для гордости Средиземноморского флота стало сражение у мыса Матапан 27-29 марта 1941 года. В нём приняли участие два австралийских эсминца, однако роль Vendetta оказалась минимальной. Из-за неисправности машины кораблю 28 марта пришлось направиться в Александрию. Зато вездесущий Stuart вместе с главными силами адмирала Каннингхэма участвовал в решающем бою в ночь с 28 на 29 марта. Австралийцы претендовали на торпедное попадание в гибнущий тяжёлый крейсер Zara, уже тяжело повреждённый огнём линкоров, и на участие в уничтожении эсминца Vittorio Alfieri. Один из ветеранов корабля вспоминал (несколько преувеличивая роль Stuart в бою):
«Мы открыли огонь по эсминцу в 3000 тонн, разрушили ему мостик и подожгли его от носа до кормы. Британский эсминец Havock добил его торпедой. Мы стреляли на дистанции 100 ярдов, слишком мало для того, чтобы чувствовать себя уютно. Потом мы столкнулись с двумя крейсерами в 10000 тонн, снова на близкой дистанции, успешно потопили один и подожгли второй. Два 8-дюймовых снаряда пролетели у нас между трубами, ещё два упали в воду в 30 футах от правого борта, было ещё несколько близких прилётов. Четыре вражеские торпеды взорвались у нас за кормой».
Победа у мыса Матапан стала самым светлым для Средиземноморского флота событием весны-лета 1941 года. В остальном обстановка была весьма тяжёлой. С мая «флотилии металлолома» пришлось взять на себя снабжение окружённого в городе Тобрук британско-австралийского гарнизона. В зоне активности вражеской авиации эсминцы на высокой скорости доставляли подкрепления и необходимые грузы, эвакуировали раненых и пленных. Маршрут Александрия-Тобрук стал известен как «Тобрукская паромная переправа», но было у него и более зловещее название — «Бомбовая аллея». Всего австралийские эсминцы совершили 139 походов в Тобрук и обратно. Они доставили в осаждённый город более 1500 человек и более 600 т грузов, эвакуировали более 2900 человек (включая пленных).
Один из австралийских эсминцев погиб на «паромной переправе». Утром 29 июня Waterhen следовал в Тобрук в сопровождении британского эсминца Defender, когда появились 19 пикирующих бомбардировщиков Ju 87 (смешанная немецко-итальянская группа). Австралийский корабль получил попадание 500-кг бомбы в машинное отделение и стал быстро набирать воду. Удивительно, но погибших среди команды и солдат на борту не было — всех людей подобрал Defender. Британцы пытались отбуксировать обездвиженный эсминец в Александрию, но он окончательно затонул в ночь на 30 июня. Waterhen стал первым австралийским кораблём, погибшим в годы Второй мировой войны.
Нагрузка на старые изношенные эсминцы «флотилии металлолома» оказалась чрезмерной — очень быстро они практически полностью утратили боеспособность. Например, Vampire не мог развивать скорость более 16 узлов. Один за другим корабли покидали Средиземное море и направлялись на капитальный ремонт. 22 августа 1941 года Александрию последним покинул флагманский Stuart, взявший курс на Мельбурн. Адмирал Каннингхэм отозвался о прославившемся лидере самыми лестными словами:
«Непревзойдённый список доблестных достижений. Этот маленький корабль и его доблестная команда сыграли заметную роль во всех решающих операциях Средиземноморского флота и никогда не подводили в самой тяжёлой работе».
За службу в 1940-1941 годах австралийские эсминцы получили целый набор боевых отличий (Battle Honour — награда кораблю за участие в бою или кампании): Средиземное море 1940-1943, Калабрия 1940, Ливия 1940-1941, Матапан 1941, Греция 1941, Крит 1941. В будущем ветеранам «флотилии металлолома» не суждено было вернуться на Средиземное море — назревала большая война на Тихом океане, требовавшая от Австралии полной концентрации сил.
Эпилог
В октябре 1941 года кэптен Гектор Уоллер стал командиром лёгкого крейсера Perth. Он участвовал в обороне Голландской Ост-Индии в феврале 1942 года и в ночь с 28 февраля на 1 марта погиб вместе со своим кораблём в неравном бою в проливе Сунда. По свидетельствам очевидцев, Уоллер добровольно остался на мостике тонувшего крейсера. В 1999 году в строй Королевских австралийских ВМС вошла дизель-электрическая подлодка Waller типа Collins, названная в честь знаменитого моряка.
Судьба кораблей «флотилии металлолома» оказалась разной. Vampire чудом пережил разгром в Малайе, но 9 апреля 1942 года был потоплен японскими палубными самолётами к югу от Цейлона. Voyager во время операции по снабжению австралийских партизан на острове Тимор 23 сентября 1942 года сел на неизвестную мель. Чтобы исключить захват корабля врагом, команда взорвала его. Stuart и Vendetta до конца войны несли конвойную службу в водах Австралии и Новой Гвинеи, внеся посильный вклад в победу союзников на Тихом океане. Безнадёжно устаревшие эсминцы вывели из состава флота сразу после окончания боевых действий и продали на металлолом.
По традиции австралийского флота имена заслуженных кораблей вместе с их боевыми отличиями, как правило, передаются из поколения в поколение. Названия трёх прославленных эсминцев Vampire, Vendetta и Voyager получили эсминцы типа Daring, введённые в строй в 1957-1959 годах. Один из этих кораблей, Vampire, в настоящее время находится на вечной стоянке в Сиднее и превращён в музей. Имя Stuart носил противолодочный фрегат типа River, находившийся в строю с 1963 по 1991 год. Сегодня хранителем традиций «флотилии металлолома» является ракетный фрегат Stuart (III) типа Anzac, введённый в строй в 2002 году.
Источники и литература:
- официальный сайт Австралийского Военного мемориала
- официальный сайт Имперского военного музея Великобритании
- исторический раздел официального сайта Королевского Австрали...
- http://www.naval-history.net
- Gill George «Royal Australian Navy, 1939-1942» (1st edition, 1957) https://www.awm.gov.au/collection/RCDIG1070207/
Свежие комментарии