Президент России Владимир Путин подписал четыре важнейших документа о военном положении, режимах реагирования и поддержке мобилизованных. Читаем и объясняем.
Не только мигранты
19 октября Совет безопасности России собрался для обсуждения одной из «любимых» тем Царьграда – миграционной политики. Но открывший заседание председатель Совета Владимир Путин начал разговор отнюдь не с обсуждения иностранных специалистов – он рассказал о новых мерах по проведению специальной военной операции и поддержке военнослужащих.
Выступление президента большинство наверняка уже видело, поэтому мы расскажем о подписанных им документах, которые придают выступлению Путина юридическую силу.
Этих документов четыре:
- Указ о введении военного положения на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей;
- Указ «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756»;
- Перечень поручений по вопросам обеспечения потребностей, возникающих в ходе проведения специальной военной операции;
- Перечень поручений по вопросам оказания поддержки гражданам, призванным на военную службу по мобилизации, и членам их семей.
Военное положение
С первым всё ясно, но всё же событие историческое: в 0 часов 20 октября официальное военное положение будет введено на территории в постсоветской России впервые, а в империи – со времён Великой Отечественной. Краткий документ ссылается на Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении», где перечислены особенности этого статуса. Уже, впрочем, поступили разъяснения, что как минимум пункт 2.17 статьи 7 «На основании указов Президента Российской Федерации на территории, на которой введено военное положение, применяются следующие меры… запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории Российской Федерации» действовать не будет.
Отметим, что эта статья подразумевает также запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства, запрещение продажи оружия, боеприпасов, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков. Подразумевается также введение военной цензуры за всеми почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, но как это технически реализовать, не очень ясно.
Рискнём предположить, что более корректно было бы сформулировать не «применяются», а «могут применяться меры». А вообще об экстренных правовых режимах мы подробно рассказывали в отдельной статье.
На самом деле для жителей новых регионов ничего не изменится: они жили в режиме военного положения и раньше, просто сейчас, как подчеркнул и президент, это оформляется в русском правовом поле.
Специальные режимы
Указ «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756» существенно более подробный. Он, в частности:
- вводит в новых регионах территориальную оборону;
- вводит режим среднего уровня реагирования в Крыму и Севастополе, Краснодарском крае, Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской и Ростовской областях;
- узаконивает временное отселение жителей этих регионов в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;
- в прочих регионах Центрального и Южного федеральных округов вводит режим повышенной готовности, подразумевающий усиление охраны порядка, особый режим работы инфраструктурных объектов, ограничение движения транспорта и его досмотр;
- вводит режим базовой готовности на остальной территории России;
- создаёт оперативные штабы при губернаторах (главах регионов), в состав этих штабов входят представители силовых ведомств;
- придаёт губернаторам и главам регионов дополнительные властные полномочия.
Координационный совет
Перечень поручений по вопросам обеспечения потребностей, возникающих в ходе проведения специальной военной операции, состоит всего из четырёх пунктов.
Первый пункт декларирует создание Координационного совета при правительстве в целях обеспечения потребностей спецоперации. Председатель Совета – Михаил Мишустин.
Второй пункт требует от Комиссии Государственного совета Российской Федерации по направлению «Государственное и муниципальное управление» обеспечить координацию регионов при введении различных уровней реагирования.
В третьем пункте мы возвращаемся к Координационному совету, от которого требуется определить целевое задание по обеспечению потребностей СВО.
Наконец, в четвёртом пункте Михаилу Мишустину вменяется в обязанность еженедельно докладывать о ходе работы.
Поддержка мобилизованных
Перечень поручений по вопросам оказания поддержки гражданам, призванным на военную службу по мобилизации, и членам их семей также состоит из четырёх пунктов.
Первый, самый обсуждаемый в эти часы, – установление минимально гарантированного размера денежного довольствия мобилизованных в размере не менее 195 тыс. руб., что означает практически 170 тыс. руб. на руки. Подчёркивается, что это довольствие выплачивается в том числе и во время обучения.
Второй пункт требует обеспечить неукоснительное выполнение первого.
Третий пункт говорит о выделении правительством бюджетных ассигнований для выполнения первых двух.
Четвёртый предписывает губернаторам и главам регионов оказывать максимальное содействие мобилизованным и реализовать меры социальной поддержки их семей.
Что с того?
Спецоперация – это надолго, и нам всем надо учиться жить в новых условиях. Высшие чиновники России показали, что понимание сложностей у них есть, что избыточный оптимизм уступил место трезвому реализму. И от общества, очевидно, ожидается ответное понимание происходящих процессов.
А «мяч» сейчас на стороне Мишустина и губернаторов. Именно им предстоит экстренно освоить повышенные полномочия, защитить людей и обеспечить полное материальное обеспечение подготовки войск. Кто не справится – будет отвечать как минимум по законам режима среднего уровня реагирования.
Свежие комментарии