Новость о заключении соглашения между курдами и американской компанией об обустройстве нефтяных месторождений на северо-востоке Сирии вызвала резкую критику со стороны Дамаска и Анкары. Сирийские власти назвали США «ворами», а Турция вдруг озаботилась территориальной целостностью Сирии: Анкаре особенно не нравится укрепление экономической независимости сирийских курдов. По мнению экспертов, сделка прежде всего имеет политическое значение, так как поощряет самостоятельность неподконтрольных Дамаску районов и лишает его надежды полностью вернуть национальные богатства страны под свой контроль.
«Природные ресурсы Сирии принадлежат сирийскому народу. Мы сожалеем, что США поддерживают шаг, который нарушает нормы международного права, нарушает территориальную целостность Сирии и подпадает под статью финансирование терроризма»,— заявили в понедельник в МИД Турции, комментируя новость о заключении соглашения между автономной администрацией Северной и Восточной Сирии и американской нефтяной компанией Delta Crescent Energy. Накануне внешнеполитическое ведомство Сирии также назвало «соглашение между ворами крадущими и ворами продающими» угрозой сирийскому суверенитету. В Дамаске подчеркнули, что сделка, заключенная в обход центрального правительства, незаконна.
О заключении соглашения рассказал американскому сенатору Линдси Грэму командующий Сирийскими демократическими силами Мазлум Кобани. В ходе заседания комитета по иностранным делам Сената господин Грэм уточнил у госсекретаря США Майка Помпео, действительно ли американская компания заключила с курдами сделку по «модернизации и развитию» инфраструктуры месторождений на северо-востоке Сирии. Господин Помпео подтвердил эту информацию. «Сделка заняла немного больше времени, чем мы надеялись, и сейчас мы находимся в процессе ее реализации»,— сказал он. Оба политика не назвали компанию, заключившую сделку.
«Соглашение имеет огромное политическое значение и может рассматриваться как признание курдской администрации»,— цитирует неназванного курдского чиновника ведущая арабская газета «Аш-Шарк аль-Аусат». «Это также снижает опасения в связи с возможным неожиданным выводом войск США из районов на востоке Евфрата»,— добавил он.
Напомним, в октябре президент США Дональд Трамп неожиданно объявил о выводе тысячи американских военных из Сирии. Однако затем американцы начали возвращаться под предлогом защиты нефтяных месторождений. Сначала речь шла о противодействии остаткам террористической группировки «Исламское государство» (запрещена в РФ), но потом оказалось, что дело не в этом.
«Мы будем очень тесно работать с нашими курдскими союзниками, чтобы быть уверенными, что доходы от этой нефти не попадут в руки Ирана, не попадут в руки (сирийского.— “Ъ”) режима, не попадут в руки России»,— заявил вице-президент США Майкл Пенс.
В январе спецпредставитель США по Сирии Джеймс Джеффри подчеркнул, что официальный Вашингтон не вмешивается в вопросы нефтедобычи, но некоторые американские компании действительно запрашивали лицензии управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов США с целью работы в регионе. При этом американские санкции запрещают торговлю нефтепродуктами с Сирией. Но речь идет о территориях, подконтрольных официальному Дамаску, для курдов же на северо-востоке делается исключение. Это не раз вызывало возмущение Москвы. «США сконцентрировали свои действия в Сирии на поощрении курдского сепаратизма на деньги от незаконной торговли сирийской нефтью из Заевфратья»,— заявил в интервью «РИА Новости» директор департамента международных организаций МИД РФ Петр Ильичев.
«Сирия ежемесячно теряет до $40 млн доходов от нефти. Возвращение сирийскому правительству его собственности стало бы намного лучшим вкладом со стороны США, чем взнос, о котором они объявили на прошедшей недавно Брюссельской конференции (доноров.— “Ъ”) по Сирии»,— заявил на одном из июльских заседаний Совбеза ООН постпред РФ Василий Небензя.
Буквально за день до того, как стало известно о контракте американской компании, Василий Небензя сообщил, что Россия намерена запросить специальное заседание Совета Безопасности для обсуждения экологического урона, который США наносят Сирии, «оккупируя нефтяные месторождения» и при этом не решая проблему изношенности оборудования, что ведет к утечкам нефти. По его словам, США не выделяют «ни финансовых, ни технических ресурсов на решение этой проблемы». «При объемах производства 100 тыс. баррелей в день, приносящих ежемесячно порядка $30–40 млн, для защиты окружающей среды не делается ровным счетом ничего»,— подчеркнул дипломат. Откуда взялись такие цифры, господин Небензя не уточнил. Известно, что до войны добыча нефти в Сирии составляла 350–380 тыс. баррелей в сутки. Сейчас, по оценкам экспертов, она составляет в совокупности 50–60 тыс. баррелей в сутки, причем речь идет обо всей территории страны. Впрочем, большая часть месторождений находится как раз на северо-востоке Сирии.
«Подпольные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), которые работают на северо-востоке Сирии, катастрофичны для окружающей среды. Сейчас американцы смогут сказать, что они минимизируют угрозы, тем более что в их планах были поставки курдам модульных НПЗ, а также обеспечивают топливом местное население. То есть речь не идет о какой-либо наживе»,— сказал “Ъ” эксперт РСМД Виктор Катона. В то же время он отметил, что в будущем контроль над сирийской нефтью будет иметь принципиальное значение.
«Delta Crescent Energy — компания без текущих активов, без официального сайта. О ней известно лишь то, что она зарегистрирована в штате Делавэр. Можно предположить, что компания связана с военными структурами США»,— отметил эксперт.
По его словам, компания не имеет ни фиксированных рынков сбыта, ни собственного нефтеперерабатывающего завода, ни доступа к магистральным нефтепроводам, поэтому ее контракт — это, скорее всего, не более чем информационный шум, который отвлекает внимание от того факта, что нефтяные месторождения на северо-востоке Сирии будут находиться под непосредственным контролем ВС США. «Впрочем, никто этого и не скрывал»,— подчеркнул господин Катона.
«Получив легальные рычаги реализации своей нефти, власти на северо-востоке Сирии укрепляют свои позиции в качестве квазигосударственного образования. Кроме того, подписанием соглашения США посылают Дамаску сигнал, что западные компании могут заключать контракты с альтернативными центрами силы в стране. Для Турции это опять же скорее выгодно, хотя она, конечно, на словах против подобных схем, но это создает прецедент и для более активной работы тех же турецких компаний в стране, которые, к слову, уже работают в Сирии в обход Дамаска, в той же зоне "Щит Евфрата", подконтрольной Турции»,— сказал “Ъ” эксперт РСМД Кирилл Семенов.
Марианна Беленькая
Свежие комментарии