По данным Минздрава Белоруссии, число выявленных случаев заражения коронавирусом в стране к среде превысило 13 тыс. человек. За неделю этот показатель удвоился. Белорусские власти по-прежнему не намерены вводить карантин и отказываться от массовых мероприятий, в том числе парада Победы 9 мая. Однако все больше белорусов сомневаются в правильности такого подхода: как следует из обнародованных в среду результатов соцопроса, 65% граждан республики предпочли бы более жесткие меры по ограничению контактов.
Ко вторнику суточный прирост числа зараженных в Белоруссии достиг почти 1 тыс. человек. Всего, по данным Минздрава, коронавирусом в стране инфицировано более 13,2 тыс. человек — почти вдвое больше, чем неделей ранее, и в четыре раза больше, чем в середине апреля. По официальным данным, скончались 84 пациента с подтвержденным COVID-19.
Напомним, что ситуация с коронавирусом в Белоруссии сложилась двойственная. С одной стороны, с первых же недель распространения эпидемии в стране системно принимаются меры по контролю за самоизоляцией заразившихся, обеспечению врачей и больниц всем необходимым. С другой стороны, там до сих пор не введен карантин. Продолжается подготовка к параду Победы 9 мая (в среду над Минском прошла первая репетиция его воздушной части). В выходные состоялся общереспубликанский субботник. Открыты аэропорты, вокзалы, храмы, кафе и рестораны, университеты и школы, санатории. Правда, в понедельник «из-за сложной эпидемиологической обстановки» закрыли монастырь в Минской области, куда на Пасху приезжал президент Александр Лукашенко с сыном.
Президент, не прекративший рабочие поездки по стране, регулярно выступает с комментариями по поводу пандемии и решения Минска «идти своим путем».
«Я не принял решение изолировать людей. Людей невозможно изолировать. Попробовали в России изолировать. Получилось? Нет. А мы ж такие, как в России. Нас же не изолируешь»,— разъяснял господин Лукашенко в выходные.
«Кто-то там в изоляции болеет, выдергивают их оттуда, лечат — все сидят в этих квартирах,— сочувствовал он всем остальным странам, где ввели карантин.— В затхлых квартирах, обессиленные, злые, расстроенные, запуганные и напуганные». «Надо изолировать — будем изолировать. Надо вводить карантин — будем вводить карантин. Надо — введем комендантский час. Что за проблема? Но нам сейчас это не надо. Нас кое-кто подталкивает: давайте карантин. Да меня люди на вилы поднимут. Нет такой необходимости»,— уверен президент. Пока что он посоветовал согражданам «думать о будущем» и немедленно обращаться к врачу, когда «заболел или начинается что-то там».
Вместе с тем от властей все четче требуют ужесточить принятые меры. Во вторник постоянный координатор ООН в Белоруссии Иоанна Казана-Вишневецкий напомнила, что ВОЗ ранее рекомендовала Минску отказаться от проведения массовых мероприятий, по возможности перевести компании на удаленную работу и фактически ввести умеренный карантин.
О необходимости принятия дополнительных мер говорят и результаты опроса, представленные в среду минской исследовательской компанией Satio. «Бизнесу становится все тяжелее, экономика начинает вытеснять из повестки само заболевание. Люди не сидят сложа руки сами, принимают меры самостоятельно и ждут новых мер со стороны государства — в первую очередь запрета на проведение общественных мероприятий и лучшего информирования»,— заявил Филипп Биканов, руководитель исследовательских проектов Satio. «Де-факто белорусское государство, насколько я это понимаю, возможно, негласно следует чему-то похожему на шведскую модель, вырабатывая у общества коллективный иммунитет»,— отметил он.
Компания опросила немногим более 1 тыс. городских жителей страны.
Граждане в значительной степени поменяли свои привычки, 88% следят за новостями о вирусе, некоторые практически полностью отказались от посещения магазинов. Две трети опрошенных считают, что за месяц ситуация ухудшилась и будет ухудшаться дальше, причем пессимистичнее других склонны оценивать ситуацию те, у кого есть родственники или близкие в группах риска. Они же чаще соблюдают меры предосторожности. 6% работающих респондентов уже потеряли работу, 20% подтвердили, что без работы остались их знакомые и родственники.
При этом, когда участникам опроса предлагали выбрать из двух подходов — максимального ограничения социальных контактов и формирования коллективного иммунитета (условно, как в Швеции),— 65% предпочли более жесткие меры по ограничению контактов. 11% с ответом затруднились. А остальные выразили готовность поддержать подход, при котором общественная жизнь не ограничивается — в ожидании выработки коллективного иммунитета.
Галина Дудина
Свежие комментарии