
В России многие оппозиционные эксперты говорят о будущей смене власти. Но история подсказывает нам, что персоналистские авторитарные режимы существуют столько, сколько лет живут их лидеры.
В XX веке авторитарные режимы иногда сходили с политической сцены в результате проигранных ими войн. Однако в наше время автократы в рискованные авантюры, вроде большой войны, стараются не ввязываться. Кроме того, у немалого количества стран, даже не обязательно крупных, в распоряжении есть ядерное оружие. И, наконец, никто сейчас не ведет с авторитарными режимами войну на уничтожение. А локальные проигрыши они не только переживают, но и силой пропаганды обращают в победы. По крайней мере, внутри подконтрольных им стран.
А других вариантов, с помощью которых можно было бы заставить автократов уйти от власти, фактически нет. Мирные протесты их беспокоят, но с ними правители уже научились бороться, выжидая, пока энтузиазм митингующих пойдет на спад, сажая активистов и вынуждая лидеров оппозиции уезжать из страны.
Если авторитарный режим не сталкивается с сокрушительным военным поражением, то сам по себе он не уходит. По крайней мере, до смерти правителя. Это доказывают такие примеры, как Албания при Энвере Ходжи, Испания при Франко и Португалия при Салазаре.
Все эти авторитарные режимы спокойно существовали около 40 лет, при этом не обладая ядерным оружием. Все изменилось только после того, как умерли возглавлявшие их диктаторы.И нынешний российский политический режим, скорее всего, ожидает та же судьба, что и Португалию с Испанией 1930-1970-х годов. То есть в ближайшие 10, а возможно и 20 лет никаких серьезных политических изменений ожидать не приходится, пока Владимир Путин достаточно здоров, чтобы держать власть в своих руках. А это означает, что консервация и деградация политики, экономики и социальной сферы продолжится, что не несет самой России ничего хорошего.
Однако это все же не означает, что Путин перейдет к открытой диктатуре. Демократические процедуры в России доказали свою полезность в качестве средств манипуляции, и полностью отказываться от них с большой долей вероятности никто не будет. То есть правитель продолжит политику лавирования, используя «кнут и пряник», что в политологии называется бонапартизмом.
Таким образом, оппозиции в России нужно не мечтать о грядущем транзите власти, а ждать и готовиться, создавая политические программы и работая на будущее.
Свежие комментарии