30 августа на 92-м году жизни скончался первый (и последний) президент СССР Михаил Горбачёв – автор знаменитых понятий «перестройка» и «гласность», крылатых фраз «главное – нАчать» и «процесс пошёл». Он войдёт в историю России как один из наиболее радикальных реформаторов. Но беда в том, что реформы его в итоге привели к развалу СССР и едва не похоронившим Россию «лихим 90-м».
Разумеется, ни о каких «рыночных реформах», приватизациях и «встраивании в Запад» выходивший в конце 1980-х на массовые демонстрации народ даже не помышлял. Надоела дурацкая закреплённая в Конституции монополия КПСС на политическую власть. Надоели «геронтофилы» из Политбюро, по распространённому мнению – тормозящие прогресс. Хотелось перемен к лучшему и «улучшения социализма». И именно на этих настроениях пришёл к власти и проводил свои реформы Горбачёв. Что получится в итоге, возможно, не ведал даже он сам.
На кого работал Горбачёв?
Поистине классикой 90-х стала фраза таксиста из фильма «Брат-2»:
Сдал Горбачёв твою Родину американцам, чтобы тусоваться красиво. А теперь твоя Родина две войны и Крым просрала. Русских людей в Прибалтике сдала, сербов на Балканах сдала. Родина!
Что ж, сказано было грубовато, но в целом верно. Так кем же был Михаил Горбачёв? Ничтожеством, дорвавшимся до власти? Агентом западного влияния? А может, как утверждают некоторые, иностранным шпионом?
Известный историк Евгений Спицын комментирует это для «Первого русского» так:
По поводу «шпиона» – чушь, разумеется. Но то, что о нём комплиментарно выразились все лидеры современного Запада, – это говорит о многом. То, что люди, провоцирующие сегодня войну против России, столь тепло о нём говорят, свидетельствует о том, на чьей стороне – добра или зла – играл Михаил Сергеевич. Делал ли он это сознательно или в силу своей тупости – можно дискутировать. Я думаю, первоначальным замыслом Горбачёва было войти в историю великим реформатором и спасителем мира от угрозы ядерной войны. Но по факту он оказался разрушителем не только СССР, но и всей системы международных отношений, которая с огромным трудом складывалась весь послевоенный период.
Что ж, западные лидеры сегодня действительно наперебой нахваливают почившего первого президента СССР. Ну ещё бы они забыли! Недаром же в 1990 году Запад пролоббировал вручение Горбачёву Нобелевской премии мира. И было за что: помимо подписанного в 1985 году договора о РСДМ и заявлений об «окончании холодной войны» (которая, как видно теперь, не закончилась до сих пор), Горбачёв вывел советские войска из Афганистана, предав и обрекая на смерть нашего союзника Наджибуллу.
Он же разрушил Берлинскую стену и воссоединил Германию (за что был объявлен «лучшим немцем после Бисмарка»), не потребовав за это ничего, хотя Запад готов был дать что угодно. Он же фактически угробил гигантский научно-производственный комплекс, созданный под проект «Буран-Энергия», который должен был гарантировать наше лидерство в космосе и только за счёт «двойных технологий» обеспечить СССР огромный технологический рывок.
Не говоря уже о том, что Горби проявил поистине преступную недееспособность в отношении к начавшим отваливаться ещё при нём национальным окраинам (Бакинский и Душанбинский погромы с резнёй русских произошли ещё в 1990 году).
Но вот пришёл момент, когда Горбачёв его западным покровителям стал не нужен, ибо «мавр сделал своё дело», донельзя дискредитировав власть и доведя страну до состояния политического полураспада. Готовилась его замена на гораздо более радикального Ельцина, который, в отличие от цеплявшегося за «общесоюзную» власть (и потому настаивавшего на сохранении «обновлённого СССР») Горбачёва, готов был ради обретения суверенного россиянского княжества официально прикончить «красную империю». Но дело в том, что свержение обожаемого Западом Горби кандидатом в новые кумиры Ельциным бросило бы тень на репутацию последнего («демократ» свергает «демократа»?!).
И тогда была разыграна элементарная двухходовочка с опереточным ГКЧП. Который сначала свергнул Горбачёва (при его, как считают, согласии), затем Ельцин свергнул ГКЧП, но власти Горбачёву не вернул. А поскольку союзной власти фактически не было, Империю удалось добить и растащить на «удельные княжества» очень быстро.
Надо ли удивляться, что даже после отставки Горбачёв остался для Запада «своим» в неформальном клубе мировых лидеров, поддерживая отношения с Рональдом Рейганом, Джорджем Бушем, Маргарет Тэтчер, Гельмутом Колем и многими другими. Парадоксально, но факт: для России он так и остался не «нашим Горбачёвым», а «их Горбачёвым». С тем, вероятно, и в историю войдёт.
«Феврализм» как политическое явление
Горбачёв не был, конечно, ни американским шпионом, ни чудом оказавшимся на престоле ничтожеством. Он был носителем вполне определённой парадигмы, сторонники которой протащили его к власти, а потом использовали по полной. Их можно было бы назвать «февралистами», по аналогии с горе-революционерами, устроившими в феврале 1917 года в России «февральскую революцию» (а точнее, мерзкий внутриэлитный переворот, замаскированный уличной активностью масс).
А затем умудрившимися за полгода так разложить Россию, что пришедшим ещё более радикальным большевикам с их идеями разрушения «до основанья, а затем» осталось только подобрать лежащую на земле власть. Горбачёв и его команда в наши дни, по сути, сделали то же самое.
Историк и философ Андрей Фурсов вспоминает:
Горбачёв – это удивительное сочетание личностного ничтожества и запредельных амбиций, за счёт чего им и манипулировали. Причём где-то в 1988–1989 годах он сам начал понимать, что загнан в узкий коридор, из которого ему не выбраться. И даже заявил как-то своему помощнику: «Внуков жалко!» Сам же факт появления на вершине государственной власти таких фигур, как Горбачёв, Яковлев, Шеварднадзе и т. п. говорит о том, что политический строй к середине 1980-х годов сгнил и нуждался в переменах. Каковыми настроениями и воспользовались эти временщики во власти.
«Февралисты» в КПСС повылезали из всех щелей во время пресловутой «хрущёвской оттепели», когда ругать Сталина (а равно и всё, что он сделал) было в партии не просто хорошим тоном, но и критерием лояльности. То, что при этом в процессе «критики преступного сталинского режима» наносился колоссальный вред репутации страны в целом, никого не волновало. Именно тогда доставались из запасников или попросту фальсифицировались якобы закрытые прежде документы – те самые, которые при Горбачёве активно использовали Яковлев и его пропагандистская банда для очернения СССР и всего с ним связанного.
Именно оттуда родом нынешняя гнусная версия о якобы равной ответственности СССР и Германии за Вторую мировую войну. Именно Хрущёву, освободившему из тюрем бандеровцев и «лесных братьев», объявленных «жертвами сталинских репрессий», мы обязаны многолетним (на перспективу) культивированием русофобии и национализма на Украине и в Прибалтике.
На смену самоубийственной хрущёвщине пришёл пресловутый застой. Который, хотя и был сравнительно меньшим злом, сохранил в коммунистической верхушке изрядное число потенциальных «февралистов», мечтавших через обретение политической власти о замене своих номенклатурных привилегий передаваемой по наследству «нерушимой частной собственностью». Именно их выдвиженцем и стал сравнительно молодой провинциал Горбачёв, которого, по одной из версий, продвинул шеф КГБ Андропов, изрядно симпатизировавший идее конвергенции – сближения, а в перспективе и слияния социализма с капитализмом.
Любопытный факт: ещё будучи вторым секретарём ЦК КПСС и не начав никаких реформ, Горбачёв был в 1984 году приглашён в Лондон по инициативе Маргарет Тэтчер, которая оценила его так:
Мне нравится господин Горбачёв. С ним можно иметь дело.
Кандидатура, таким образом, была согласована с Западом, и уже в 1985 году, став генсеком, Горбачёв высказался за введение поста президента (каковым сам и стал) и отмену статьи Конституции о «руководящей роли КПСС». И – «процесс пошёл», ведь «главное – нАчать»!
Что с того?
Любопытно, что прожил Горбачёв дольше всех наших лидеров – 91 год. Вторым по долгожительству (89 лет) оказался глава Временного правительства Александр Керенский – тоже «февралист», западник и безуспешный реформатор, едва не угробивший страну.
Но сегодня важно понимать, что главным злом является не персонально Горбачёв (и даже не Ельцин), а сам «феврализм» как предательское и пагубное для страны явление. Когда к власти приходят люди, готовые развалить страну ради этой самой власти, да к тому же ещё управляемые извне, – это страшно. Так вот, судя по всему, и в окружении нынешнего президента Путина такие «февралисты» имеются – назови их хоть пятой колонной, хоть шестой.
Именно они ставят сегодня палки в колёса всем разумным начинаниям, безумной социальной политикой провоцируют рознь в обществе, всячески мешают спецоперации, провал которой, по их мнению, подорвёт позиции президента и позволит его свалить, как их предтечи свалили Императора в феврале 1917 года. Зная, чем подобные вещи для страны заканчиваются, очень бы этого не хотелось…
Свежие комментарии