К данной политике приступили в 2015 году в рамках снижения зависимости от России и к 2020 году планировалось выйти на форму 30:30:30 (Россия, ЕС и страны дальнего зарубежья). В реальности доля России редко опускалась ниже 50% из-за целого комплекса факторов от закрытости рынка ЕС и недостаточной конкурентоспособности белорусской продукции до недоработок белорусских чиновников, а также посольств.
В итоге после 24 июня Минск окажется в новой экономической реальности.
Во-первых, новый санкционный пакет ставит Москву и Минск в одинаковые условия, т. к. введение санкций против РФ в 2014 году совпало с их отменой/приостановкой против РБ. Возможностей для легального и нелегального заработка на поставках товарах в РФ станет меньше.
Во-вторых, позиции белорусского бизнеса на союзном рынке сильно ухудшатся: понадобится создание новых цепочек экспорта нефтепродуктов/калия и иных товаров. Для это потребуются переговоры как бизнеса между собой, так и чиновников различных уровней. Экономическая зависимость РБ от РФ существенно возрастёт.
В-третьих, с учётом сложного экономического состояния РБ и затянувшихся переговоров об углублении интеграции с Россией, возрастает угроза банкротства многих белорусских предприятий, а также дестабилизации белорусской экономики.
В-четвёртых, вновь открывается окно для переговоров по сделкам слияния/поглощения или кооперации между предприятиями РБ и РФ.
Единственная просматриваемая стратегия РБ по минимизации ущерба – форсированная интеграция с Россией. В таком случае останется лишь поблагодарить США и ЕС за их последовательность в следовании ими же придуманных ценностей и непримиримость по отношению к России и Белоруссии, а также наградить тех чиновников по чьей вине не удалось диверсифицировать экспорт за вклад в защиту государственного суверенитета Республики Беларусь.
Иван Лизан
Свежие комментарии