Факты Дня

1 845 подписчиков

Свежие комментарии

  • Андрей Щеголеватых
    Следует исключить Армению из ОДКБ за военные преступления против мирных жителей Гянджи...Торговля войной: ...
  • warig Рыжаков
    Нечисть. Надо их заставить подмитать улицы.Так вот вы какие,...
  • Грифель
    А не пора ли господа посадить сию гниду на удаленку,в матросскую тишину,например?Гейтс сверху, а Г...

Сломанная ось, или Охота на вчерашнего союзника

К осени 1943 года под ударами Союзников Италия оказалась на грани катастрофы, а потому 3 сентября новое итальянское правительство заключило перемирие с США и Великобританией. 8 сентября капитуляция Италии вступила в силу. Немцы оказались к этому готовы, и между вчерашними союзниками вспыхнули боевые столкновения, в том числе и на море.

Операции кригсмарине в Лигурийском море

Вечером 8 сентября 1943 года в Ливорно находились минные заградители «Бранденбург» и «Поммерн», вспомогательный патрульный корабль SG-11, охотники Uj-2208 и Uj-2210, вспомогательное судно «Кребс», четыре баржи и пять раумботов 11-й флотилии кригсмарине. Руководство здесь осуществлял командующий транспортными перевозками капитан цур зее Енгельгардт.

Как только маршал Италии Пьетро Бадольо подтвердил заявление англо-американского радио о заключении перемирия, вступила в силу немецкая операция «Ось». В 19:50 немецкий Штаб руководства войной на море передал командованиям кригсмарине в Италии и Эгейском море, а также группам ВМС «Юг» и «Запад» кодовое слово «Achse» по телетайпу, а в 20:25 — радиограммой. Вместе с кодовыми сигналами «Achse» и «Ernte Einbringen» (захват всех итальянских судов и разоружение их экипажей) командир 7-й дивизии охранения капитан цур зее Дидерихс получил приказ в случае угрозы немецким кораблям без промедления уходить в Геную или Тулон.

Сломанная ось, или Охота на вчерашнего союзника
Немецкий раумбот 11-й флотилии

Однако гарнизон Ливорно состоял в основном из учебных пехотных и артиллерийских частей, береговых подразделений ВМС и карабинеров, так что немцы сами приступили к решительным действиям. В 04:15–05:00 9 сентября штурмовая группа захватила Старый Порт и все находившиеся там итальянские плавсредства. Одновременно другая группа захватила аэродром морской авиации с 12 самолётами. Были также заняты верфь и зенитные батареи. В это же время лейтенант Конрад с тремя десантными баржами патрулировал Новый Порт, а пехотно-десантные катера I-O-27, I-O-63 и I-O-97 захватывали стоявшие там итальянские торговые суда.

В 04:30 раумботы R-189, R-199, R-201, R-212 и R-215 вышли на патрулирование в 2-5 милях от входа в гавань. В 6:00 они в двух группах выдвинулись на 15 миль от Ливорно. В 12:37 R-212 и R-215 заметили сбежавшие из Специи противолодочные катера VAS-234 и VAS-235. В 12:59 раумботы открыли огонь, итальянцы принялись отстреливаться.

В 13:08 загорелся VAS-234. Обоим итальянцам удалось добраться до берега у мыса Сирокко (остров Горгона), где в 13:30 был подожжен и VAS-235. Экипажи оставили катера, и немцы удалились. Одним из последних выстрелов на изрешеченном VAS-234 был убит командующий противолодочными силами контр-адмирал Федерико Мартиненго, управлявший катером вместо погибшего рулевого. Горевший VAS-234 через час был уничтожен взрывом топливных баков, но VAS-235 все-таки удалось достичь Порто Торреса на Сардинии.

В 14:00 обе группы раумботов соединились и попытались перехватить группу из пяти итальянских катеров, проходившую мимо острова Горгона, но полуторачасовая погоня оказалась безуспешной, и в 15:30 немцы повернули к Ливорно. В 16:00 были замечены «два торпедных и три противолодочных катера». Последние, VAS-238, VAS-239 и VAS-305 капитано ди корветта Энрико В. Пиаццы, удравшие из Специи около 12:00, остановили, а затем под конвоем повели в Ливорно.

Получив приказ командования итальянских ВМС о немедленном уходе на юг всех способных двигаться кораблей и судов, командир порта Генуи адмирал Карло Пинна отдал соответствующие распоряжения, однако совсем немного единиц оказались способными выполнить этот приказ. Первыми в полночь 9 сентября Геную покинули судно «Вальверде» (4463 тонн) с 6000 тоннами угля на борту и вспомогательный крейсер «Пьеро Фоскари» (2675 тонн). Они намеревались достичь Пьомбино или Портоферрайо, но около 13:00 у Ливорно получили оттуда приказ зайти в гавань и сдаться. Итальянцы дали полный ход и устремились на юг. Через полчаса они повстречали три раумбота, которых отогнали огнём 120-мм орудий «Пьеро Фоскари».

В 13:50 Дидерихс с «Бранденбургом» и «Поммерном» бросился за ними. При выходе из Ливорно он наткнулся на следовавший на юг итальянский тральщик D1 и отконвоировал его в порт. Объекты погони были настигнуты в 14:40 в районе Кастильончелло. После предупредительного выстрела с 10 400 метров немцы открыли огонь на поражение.

Итальянцы принялись отстреливаться. Обе стороны получили поддержку с берега: начала стрелять немецкая армейская артиллерия и итальянские береговые батареи. Повреждённый «Пьеро Фоскари» укрылся в заливе Кастильончелло и был брошен экипажем — в 17:30 следующего дня его добил «Бранденбург». «Бранденбург» заметил на севере несколько небольших судов и повернул к ним, а «Поммерн» расправился с «Вальверде» — судно с поврежденным рулевым управлением выбросилось на берег в небольшом заливе Чианчиафера.

Сломанная ось, или Охота на вчерашнего союзника
Останки итальянского судна «Вальверде»

«Суда», замеченные «Бранденбургом», оказались двумя итальянскими катерами. Один из них, несмотря на предупредительную стрельбу из 37-мм орудия, пошел на сближение с минзагом, и немцы открыли огонь из зенитных автоматов, после чего катера отвернули на запад. Минзаги проследовали назад в Ливорно.

На подходе к Ливорно между портом и островком Мелория «Бранденбург» и «Поммерн» заметили сбежавший утром из Специи 1060-тонный военный транспорт-минзаг «Буффолуто» и в 15:30 прожектором запросили опознавательный сигнал. Итальянцы вывесили свои флаги, на что немцы ответили огнём. «Буффолото» принялся отстреливаться из своих двух 100-мм орудий, но получил множество 105-мм попаданий, потерял управление и покатился влево, на обстреливавших его немцев. Теперь судно расстреливали в упор. Когда артиллерия минзага замолчала, его командир лейтенант Маттео Мори принял решение сдаться. Немцы высадились на борт судна и завели его в Ливорно.

После этого Дидерихс направил патрульный корабль SG-11 подобрать команду вспомогательного охотника AS-113 «Петриначе»; 498-тонная экс-яхта затонула после атаки с воздуха у берега Мелории.

Сломанная ось, или Охота на вчерашнего союзника
Итальянский транспорт — минный заградитель «Буффолуто»

Утром 9 сентября из Бокка-ди-Магра и Марина-ди-Каррара сбежали 8 десантных барж MZ. Поначалу они объединились для совместного следования на юг, но затем разделились на «быстроходную» и «тихоходную» группы. При прохождении между Ливорно и островом Мелория около 15:30 «быстроходная» группа лейтенанта Пески (MZ-703, MZ-709 и MZ-749) заметила впереди «Бранденбург» и «Поммерн». Поскольку минзаги как раз занялись «Буффолото», баржи ушли на запад, однако в 16:45 они наткнулись на конвоировавшие VAS раумботы и были принуждены к сдаче; «тихоходная» группа (MZ-742, MZ-778, MZ-780, MZ-781 и MZ-800), наблюдавшая всё это издалека, сумела избежать плена.

Десантную баржу F-433 в числе нескольких других кораблей кригсмарине известие о перемирии застало в Генуе. В 02:45 9 сентября крейсера 8-й дивизии «Абруцци» и «Гарибальди» адмирала Бьянчери и миноносец «Либра» вышли из порта на соединение с покинувшими Специю главными силами адмирала Бергамини, а уже к 4:00 к городу подошли части вермахта. Гарнизон Генуи, состоявший исключительно из частей ополчения и карабинеров, даже не помышлял о сопротивлении.

Согласно отчёту командира F-433 боцманмата Меркеля, «в 6:00 баржа отчалила от набережной Колумба, чтобы занять Угольную пристань». Подавив из 20-мм орудий три пулемётных гнезда, Меркель высадил там десантную группу из членов экипажа. В 7:30 десантники вернулись, и через полчаса баржа отшвартовалась на прежнем месте.

Сломанная ось, или Охота на вчерашнего союзника
Итальянский минный заградитель «Пелагосо»

В 09:00 Меркель получил приказ вернуть в гавань сбежавшие оттуда два итальянских судна. Баржа немедленно отчалила, в 9:30 миновала мол и бросилась в погоню. Сначала в 6 милях к востоку от гавани был настигнут корабль охраны порта B-219. По нему открыли огонь с 2000 м из 75-мм орудия. После первого же попадания итальянец сдался и последовал за F-433.

Теперь Меркель преследовал второй корабль, минзаг «Пелагосо» (530 тонн). F-433 открыла по нему огонь с 4200 метров. Первый же 75-мм снаряд угодил «в центр управления огнём, а второй — в мостик итальянца, из-за чего тот потерял управление и возможность отстреливаться». После нескольких попаданий в ватерлинию команда «Пелагосо» покинула корабль, благо дело было в 1,5 милях от берега. Экипаж F-433 высадился на брошенный минзаг.

Меркель собирался буксировать его в Геную, но крен увеличивался, и после часовой агонии, в 12:15, «Пелагосо» затонул в 7 милях от входа в гавань. Возвращаясь назад в Геную с B-219 в кильватере, F-433 наткнулась на ещё три итальянских судна! Их обстреляли и два отконвоировали в гавань. После этого часть команды баржи вместе с солдатами приняла участие в захвате судов и объектов в порту. Операция завершилась в 13:30, а в 13:50 F-433 отшвартовалась у набережной Колумба.

Трагедия эсминцев «Да Ноли» и «Вивальди»

3 сентября маршал Пьетро Бадольо лично сообщил начальнику командования ВМС адмиралу Раффаэлю Де Куртену о возможном заключении перемирия, а 5 сентября начальник Генштаба генерал Витторио Амброзио предупредил Де Куртена о том, что перемирие будет подписано 12 или 13 сентября и флоту, возможно, придётся перебазироваться в Ла-Маддалену.

Утром 6 сентября генерал Амброзио поставил Де Куртена в известность о том, что, поскольку в случае агрессии немцев Рим удержать не надеются, королевскую семью необходимо будет вывезти на Сардинию и для этого нужно заранее подготовить 2 эсминца, 2 корвета и 2 быстроходных катера. Адмирал распорядился эсминцам «Вивальди» (командир корабля и XVI дивизиона эсминцев капитано ди вашелло Франческо Камичия) и «Да Ноли» (капитано ди фрегата Пио Вальдамбрини) готовиться к выходу в Чивитавеккию, корвету «Пелликано» быть готовым следовать в Гаэту, а два катера ожидали высокопоставленных пассажиров в Фьюмичино с тем, чтобы затем доставить их в Чивитавеккию. Поскольку «Вивальди» ожидал ремонта в Генуе, вечером 7 сентября последовал категорический приказ Супермарины «ускорить подготовку к выходу эсминцев, чтобы они были в Чивитавеккии не позднее 8:00 9 сентября», а в 16:20 8 сентября обоим эсминцам было приказано покинуть свои базы.

В 22:00 «Да Ноли» вышел из Специи, в 23:15 у острова Тино встретился с вышедшим в 19:40 из Генуи «Вивальди», после чего оба корабля направились в Чивитавеккию.

Сломанная ось, или Охота на вчерашнего союзника
Итальянский эсминец «Антонио да Ноли»

Уже через два часа после выступления маршала Бадольо части 2-й немецкой парашютно-десантной дивизии захватили Остию и Фьюмичино, вследствие чего эвакуация королевской семьи на Сардинию стала невозможной. Поэтому оба эсминца, находившиеся у Чивитавеккии, в 7:00 получили один приказ — возвращаться в Специю, а в 7:41 другой — уходить в Ла-Маддалену. В 14:14 «Вивальди» и «Да Ноли» очередным приказом были направлены на соединение с Главными силами адмирала Бергамини западнее Сардинии для совместного следования к Бону, так как в 13:00 корвет «Данаиде» сообщил Супермарине о том, что Ла-Маддалена оккупирована немцами. В 14:33 эсминцы получили приказ, «следуя на запад, топить все немецкие плавсредства между Сардинией и Корсикой».

Главные силы адмирала Бергамини, в том числе линкоры «Рома», «Италия» и «Витторио Венетто», покинули Специю в 3:40 9 сентября и направились в Ла-Маддалену. В 6:30 к северу от Корсики они соединились со следовавшими из Генуи кораблями адмирала Бьянчери и к 14:00 без приключений достигли залива Асинара, западнее пролива Бонифачо. Немецкие самолёты-разведчики неотступно следовали за ними. В 14:41 Бергамини, получив известие о захвате немцами Ла-Маддалены, развернулся для следования к Бону, но далеко не ушёл.

После 15:30 итальянский флот начал подвергаться атакам немецких Do 217 из III./KG 100, вооружённых управляемыми бомбами FX 1400. В 15:47 флагман Бергамини линкор «Рома» получил сначала одно, а в 15:52 второе прямое попадание, взорвался и в 16:29 затонул вместе с 1392 моряками, в том числе адмиралом и всем его штабом. Лёгкий крейсер «Аттилио Реголо», три эсминца и три миноносца остались подбирать потерпевших, а остальные корабли продолжили следование к Бону, где их ожидал английский флот.

Сломанная ось, или Охота на вчерашнего союзника
События в проливе Бонифачо 9 сентября 1943 года

Повстречав около 16:00 удравшие из Ла-Маддалены корветы «Данаиде» и «Минерва», эсминцы Франческо Камичии в 16:20 в полной боевой готовности на 23 узлах вошли в пролив Бонифачо. В 16:50 «Вивальди» с 8–9 км открыл огонь левым бортом из трёх 120-мм орудий по «торпедному катеру и десантной барже» у мыса Фальконе (Сардиния). После нескольких залпов «катер исчез, а баржа изменила курс, накренилась и задымила». В 17:00 «Вивальди» снова открыл огонь сначала по «торпедному катеру», а затем по «двум баржам» у побережья Корсики. Открыл огонь и «Да Ноли», претендуя на потопление, повреждение и выбрасывание на берег объектов обстрела. Немецкие же документы сообщают, что попавшие под обстрел итальянских эсминцев «Зибели» KSF-176 и SF-185, SF-110 и S-179, осуществлявшие перевозки между Бонифачо и Санта-Терезой, не пострадали.

В 11:00 части дислоцированной на Корсике штурмовой бригады СС «Рейхсфюрер СС» вступили в Бонифачо, после чего все батареи в этом районе попали в руки артиллеристов 16-го зенитного дивизиона, так что обстрел итальянскими эсминцами «Зибелей» вызвал ответный огонь 88-мм орудий. Приняв ближе к берегу, в обход известных минных полей, «Вивальди» увеличил ход до 25 узлов, но около 17:15 получил множество попаданий от малокалиберной, а затем и 88-мм артиллерии — и уже в 17:30 был обездвижен и горел.

«Да Ноли» открыл ответный огонь и получил два попадания — в корму у ватерлинии и под надстройку, но, увеличивая скорость, обошёл «Вивальди» по левому борту и, следуя на юго-запад, начал ставить дымзавесу. Однако в 17:50, в пяти милях к западу от маяка Пертусато, он налетел на мину, переломился на две части и затонул с большей частью экипажа в течение нескольких секунд. «Да Ноли» погиб на трехрядном заграждении из 410 мин, которое выставили 26 августа к югу от мыса Фену немецкие минзаги «Поммерн» и «Бранденбург»; итальянская сторона о нём не была информирована.

Сломанная ось, или Охота на вчерашнего союзника
Итальянский эсминец «Вивальди»

В 18:10 удалось запустить котёл №4, так что «Вивальди» на 10 узлах смог выйти из зоны обстрела и в 18:30 взял курс на Менорку. В 19:15 были замечены крейсер «Атилио Реголо» и три эсминца XII дивизиона, направлявшиеся на Балеарские острова со спасёнными членами экипажа линкора «Рома». «Вивальди» по радио запросил их о помощи для себя и экипажа «Да Ноли», но в результате ошибки при приёме радиста на «Митральере» командир XII дивизиона эсминцев капитано ди вашелло Джузеппе Марини посчитал, что подорвался на мине «Вивальди», и приказал группе миноносцев во главе с «Пегасо» идти ему на помощь к мысу Фену.

«Пегасо», «Импетуозо» и «Орса» закончили заниматься спасением моряков с линкора «Рома» и направились на юго-запад вслед за группой Марини. При этом они с 19:20 до 19:40 подвергались атакам семи «Дорнье» Do 217 из авиагруппы II./KG 100 с планирующими бомбами Hs 293 и трех Do 217 из III./KG 100 с бомбами FX 1400.

Сломанная ось, или Охота на вчерашнего союзника
«Дорнье» Do 217 сбрасывает крылатую бомбу Hs 293

По завершении атак, около 20:00, «Пегасо» получил приказ идти на помощь подорвавшемуся у мыса Фену «Вивальди». Следуя туда, его капитан при яркой луне увидел издали «Вивальди» на западном курсе. Так как снова появились немецкие самолёты, миноносцы приняли ордер ПВО и дождались, пока те улетят. В это время из перехваченного сообщения Империали узнал, что эсминец всё еще способен дать 7 узлов и попытается достичь побережья. Решив, что тот управится сам, он повернул к Балеарам: на миноносцах оставалось крайне мало топлива. В результате помощь потерпевшим с «Да Ноли» оказана не была, и большинство из них погибли.

Между тем, еще в 20:00, когда «Вивальди» проходил севернее острова Асинара, одиночный Do 217 из II./KG 100 с высоты 3500 метров выпустил в него бомбу Hs 293. Она упала так близко от эсминца, что около 20 членов экипажа были сброшены взрывной волной за борт. Корабль получил новые повреждения, но, теряя скорость, продолжал медленно идти на запад. Через час после наступления темноты «Вивальди» окончательно потерял ход, и восстановить его так и не смогли. В 05:30 10 сентября Франческо Камичия отдал приказ оставить корабль, но затонул эсминец только в 11:30 в 50 милях к западу от Асинары.

События в Ла-Маддалене

На Сардинии находились XXX и XIII итальянские армейские корпуса под общим командованием генерала Антонио Бассо численностью свыше 132000 человек, а также 90-я германская мотопехотная дивизия генерал-лейтенанта Карла-Ганса Лунгерхаузена и несколько других подразделений (около 25000 человек). После известия о перемирии генерал Лунгерхаузен предложил Бассо вместе с немцами продолжить борьбу против англо-американцев, на что итальянец ответил отказом. Тогда Лунгерхаузен проинформировал Бассо о том, что он получил приказ покинуть Сардинию и переправиться на Корсику. Бассо, увидев в этом возможность без боя избавиться от бывшего союзника, указал немцам маршрут отхода Ористано — Макомер — Озери — Темпио, после чего им надлежало следовать в два пункта погрузки — Палау и Санта-Тереза-Галлура. Этой же ночью немцы небольшими колоннами с бронетехникой, на машинах, предоставленных самим Бассо, под наблюдением итальянцев начали отход. Однако, для того, чтобы обезопасить переправу на Корсику, Лунгерхаузену необходимо было нейтрализовать итальянскую береговую оборону в районе пролива Бонифачо.

Вернувшийся из Рима в Ла-Маддалену в 20:15 8 сентября Командующий Марисардиния вице-адмирал Бруно Бривонези только тут узнал о перемирии. Затем он получил приказ Бассо не чинить немцам препятствий и приказ Верховного Командования «приложить все усилия для недопущения ухода немцев с боевой техникой». Решив выполнять последний, он направил приказы всем своим подчиненным оставаться на боевых постах, не препятствовать англо-американским десантам, а DICAT отдал распоряжение быть готовой открыть огонь на подавление германских береговых батарей Крете и Стрезе; корветы «Данаиде» и «Минерва» заняли позицию перед Ла-Маддаленой, блокируя немецкие десантные баржи в гавани. Считая, что предусмотрел все неожиданности, адмирал в 11:45 прибыл в офицерский клуб, где сообщил собранию о создавшейся ситуации.

Немцы вступили в Палау рано утром 9 сентября и сразу же заняли центр связи ВМС. «Зибели» немедленно приступили к переправе войск в Бонифачо.

Захват Ла-Маддалены, гарнизон которой состоял из двух пехотных батальонов IV бригады береговой обороны и береговых батарей 3-го и 4-го легионов (полков) морской артиллерии милиции, был спланирован полковником Ранке. В 6:30 из Ольбии, где был дислоцирован немецкий крепостной батальон, в Ла-Маддалену вышли пехотно-десантные катера I-O-85 и I-O-107. Они беспрепятственно доставили прямо на набережную Главной Площади группу солдат. Так что, когда в 12:25 Бривонези вернулся в Адмиралтейство, вошедший с солдатами в его кабинет начальник штаба кригсмарине на Сардинии фрегаттен-капитан Гельмут Хунаус заявил, что здание захвачено, и арестовал адмирала.

Сломанная ось, или Охота на вчерашнего союзника
Ла-Маддалена и Палау с высоты птичьего полета

В 12:40 прибывшие из Палау I-O-89 и I-O-100 высадили в порту бойцов 190-й горнострелковой роты. Десантники быстро заняли все командные и коммуникационные центры базы. Корветы «Данаиде» и «Минерва» при этом оставались абсолютно безучастными наблюдателями происходящего, а затем вообще ушли в Портоферрайо.

Находившиеся в Ла-Маддалене десантные баржи F-451, F-522, F-523 и F-515 прапорщика Шлагера имели задачу прикрыть катера с десантом, но ни береговые батареи, ни корветы не стреляли. Только в 14:00, уже после того, как корветы ушли, итальянцы принялись было обстреливать прибывший из Палау связной катер Хунауса I-O-102. Рассредоточенные по акватории баржи с 8500 м немедленно открыли огонь на подавление из 75-мм орудий. Вскоре «90-мм батарея была накрыта и прекратила стрельбу», а 20-мм артиллерия была подавлена МЗА немцев; I-O-102 отделался несколькими ранеными.

После завершения боя, в 14:30, Бривонези согласился на беспрепятственные переправу для немцев через пролив Бонифачо и морское сообщение Палау — Ла-Маддалена и отдал соответствующие распоряжения. Только после этого адмирал с разрешения Хунауса и под его присмотром сообщил Супермарине о захвате Ла-Маддалены.

Немцев было слишком мало, они захватили только те пункты, которые посчитали ключевыми для обеспечения безопасности перевозок на Корсику, и поэтому старались не провоцировать итальянцев на конфликты, ставившие под угрозу их успех. В тех местах, где они встречали противодействие, силовое решение не применялось. Так, командиры и персонал батарей Карлотто и мыса Нида д’Аквила (западное побережье острова Ла-Маддалена), обстреливавших плавсредства между Ла-Маддаленой и побережьем Сардинии (9 сентября в 16:30 на рейде Палау потопили I-O-89), 10 сентября ответили отказом на приказ прибывшего с немцами Бривонези разоружиться, и те удалились ни с чем. Но 11 сентября итальянцы сами оставили свои позиции и батареи на побережье в районе пролива Бонифачо и в Палау. В целом, беспрепятственная переправа немецких войск через пролив Бонифачо была обеспечена.

Утром 13 сентября немцы попытались увести в Палау MZ-785, одну из семи итальянских десантных барж, находившихся в гавани Ла-Маддалены. В 9:30 береговая батарея на мысе Тегге (остров Ла-Маддалена) открыла по ней огонь, вызвавший ответный огонь немецких батарей. В это время три взвода 391-го берегового батальона и взвод карабинеров во главе с капитано ди вассело Карло Авеньо попытались прорваться к Главной Площади, чтобы отбить адмирала Бривонези и других арестованных офицеров. После пятичасового боя, стоившего нападавшим 25 убитых (в том числе и Авеньо) и 46 раненых, а немцам 8 убитых и 24 раненых, последние согласились отпустить пленных. На ход эвакуации эти события не повлияли.

14 сентября в Темпио генералы Бассо и Лунгерхаузен подтвердили условия соглашения, которое позволяло немцам беспрепятственно покинуть остров. Днём 15 сентября немцы оставили Ла-Маддалену, а вечером 17 сентября арьергард 90-й моторизованной дивизии покинул Сардинию. Всего немцами было вывезено на Корсику 25 800 человек личного состава (в том числе около 2000 последовавших за ними итальянцев), 4650 автомобилей, 122 единицы бронетехники, 300 зенитных, 144 противотанковых и 55 полевых орудий, а также 4765 тонн припасов. Потери составили 150 убитых и раненых и 395 пленных. В создавшихся условиях это был потрясающий успех.

Автор выражает благодарность Игорю Борисенко за помощь и предоставленные материалы.


Источники и литература:

  1. Francesco Mattesini, La Marina e larmistizio, Ufficio Storico della Marina Militare, Roma, 2002
  2. BOLLETTINO D’ARCHIVIO DELL’UFFICIO STORICO DELLA MARINA MILITARE, Periodico trimestrale — Anno XXIX — 2015, Editore MINISTERO DELLA DIFESA
  3. Vincent OHara, Struggle for the Middle Sea: The Great Navies at War in the Mediterranean Theater, 1940-1945, 2009
  4. Gerhard Schreiber, Die italienischen Militärinternierten im deutschen Machtbereich, 1943 bis 1945: verraten, verachtet, vergessen, 1990
  5. Tullio Marcon, I muli del mare, 1982
  6. https://www.forum-marinearchiv.de
  7. http://tsushima.su
  8. http://conlapelleappesaaunchiodo.blogspot.com
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх