На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Факты Дня

2 280 подписчиков

Свежие комментарии

  • Вячеслав
    Хорошая статья...  Вот теперь, такую же про наше Министерство обороны, пожалуйста!..Эротичный «эскорт...
  • Бендер Задунайский
    Ближе к очку зелебобика колоть надо было . Вынул и член об бороду вытер .Эротичный «эскорт...
  • Olga Chuhutina
    Турции  не стоило так поступать с  храмом Святой  Софьи КонстантинопрольскойПредначертание св...

Переяславская константа: неизменимый выбор народа

Историки правы, называя героическую эпопею 1648 – 1654 годов «освободительной войной от польского порабощения». Но это, как водится, не вся правда. Это была ещё и великая – борьба русского народа за отстаивание своего права на самоопределение и воссоединение в рамках единого национального государства.

Три блестящие победы казацкого войска в самом начале этого пути: в битвах при Жёлтых Водах, при Корсуне и при Пилявцах убедительно доказали, что достижение поставленной цели возможно. А она, эта цель, была определена задолго до выступления Хмельницкого, ещё на полстолетия ранее, гетманом Войска Запорожского Низового Криштофом Косинским, поднявшим в 1592 году восстание и писавшим русскому царю Фёдору I Иоанновичу о принятии в подданство.

Уверенным шагом к воссоединению. Старинный рисунок

Лучше всех понимало и необходимость, и неизбежность воссоединения просвещённое высшее духовенство православной церкви, неоднократно (и до часа безуспешно) обращавшееся в Москву по тому же поводу: в 1622 году – в лице митрополита Киевского и всея Руси Исаии Копинского-Борисовича, в 1624-м – митрополита Иова (Борецкого), автора трактата «Протестация и благочестивая юстификация», в котором было прямо заявлено: «С Москвой у нас одна вера и богослужение, одно происхождение, язык и обычай».

Князь Владимир вывел из освящённых вод единый народ. Таковым он и продолжал оставаться после Крещения Руси – с той лишь разницей, что в половине XIII века был рассечён кривой монгольской саблей, оглушён обухом боевого топора и в таком качестве захвачен в юго-западной его части Речью Посполитой, накинувшей на его шею тройную удавку: государственного подчинения, экономической эксплуатации, религиозного гнёта.

Боярин Бутурлин принимает присягу гетмана Хмельницкого на подданство русскому царю. Гравюра 1910 года

Уже в начале лета 1648 года (то есть даже до блестящей виктории под Пилявцами, торжественного въезда в Киев в начале 1659 года), Хмельницкий отправил русскому царю Алексею Михайловичу послание с просьбой о принятии Гетманщины в подданство.

«Шесть лет просил русского царя гетман Войска Запорожского о принятии в подданство», – говорилось на Земском соборе 1653 года, последнем всесословном собрании русского народа, шесть месяцев обсуждавшем этот действительно непростой вопрос, но в итоге приговорившим: «Гетмана Богдана Хмельницкого с Войском Запорожским, городами их и с землями принять».

«Шесть лет просили мы царя восточного, православного, принять Малую Русь под высокую царскую руку», ибо «Кроме его высокие царские руки благотишайшего пристанища не обрящем», – говорил Богдан Хмельницкий своему народу, собравшемуся на площади перед Успенским собором в Переяславле по случаю совершения обряда крестоцелования – присяги на верность своему добровольно избранному суверену.

Шесть лет народ, в Малой Руси сущий, жил без подданства: что примерно то же самое, как теперь без гражданства, даже хуже. Вот почему присягу на верность русскому царю Малороссия принимала с восторгом. Живя с одним и тем же царём в голове, со Христом, вся Русь теперь соединялась и под скипетром одного земного царя – московского, единоверного, вымоленного, своего. Вот почему на Переяславской раде «весь народ возопил: волим под царя восточного, православного!.. Боже утверди, Боже укрепи, чтоб есми во веки вси едино были!».

«К 250-летию присоединения Малороссии. Богдан Хмельницкий присягает на верность русскому царю. Гравюра по рисунку художника Р. Штейна. Журнал «Нива»

Близким к нам во времени (в части применения) является слово «референдум». События в Переяславе 18 января 1654 года и последующие несколько месяцев явились именно такой демократичной процедурой. В этот день приняли на себя клятву верности российскому монарху сам Богдан Хмельницкий, часть казацкой старшины и около трёх сотен жителей города. Из 16 полковников присягнули все, кроме трёх: уманского Иосифа Глуха, брацлавского Михаила Зеленского и белоцерковского Ивана Богуна. О мотивах такого решения последнего доносил польскому королю коронный обозный Андрей Потоцкий (наверное, чтобы тот не особенно обольщался): «Богун из тех казаков, для которых высшая государственная рация – чтобы не быть ни под вашей королевской милостью, ни под царём». Так что дело было не в отказе от покровительства Москвы, чем часто козыряют критики воссоединения, а в неприятии любой протекции вообще.

Киев в мае 1954 года, в дни празднования 300-летия воссоединения Украины с Россией. Торжественное народное шествие по Крещатику

Если ты, наш читатель, не поленился пройти по последней из приведенных ссылок, то смог прочесть, сколь радостно и радушно принимала Малая Русь царских послов, следовавших в Переяславль. Столь же гостеприимным и благоприятным было их шествие по городам и весям Малороссии, коих историки насчитывают от 177-ти до 182-х, начиная с Киева и до самых до окраин. Присяга была единоличной, каждый казак и мещанин принимал её за себя (женщины, дети, а также хуторяне, не явившиеся в назначенный день на Соборные площади городов, к присяге не приводились). «Отказников» были единицы. В чистом виде за воссоединение с Россией «проголосовало» таким способом много более 90 процентов населения.

Последующие более чем два с половиной столетия Переяславская Рада (как комплекс событий, с нею связанных) никаким ревизиям и в мыслях не подвергалась, правильность принятых решений никем не оспаривалась, что подтверждалось всем дальнейшим ходом исторического развития.

Попытку сделать это впервые осуществили представители печально известной УНР, сдававшие в январе 1918 года Украину немцам и австрийцам в оккупацию и разграбление. «Мы ведь теперь, после падения династии Романовых, свободны от обязательств перед Россией?», – спросил премьер Всеволод Голубович. Немецкие переговорщики охотно это подтвердили. Два месяца спустя УНР они же и разогнали, а Голубовича, уличённого в совершении уголовного преступления, посадили в тюрьму.

Далее попытку разорвать Переяславские соглашения предпринял атаман Зелёный (Данила Терпило). Волею судеб оказавшись в Переяславле, этот проходимец 15 июля 1919 года перед лицом своей банды «упразднил решение казацкого вече о соединении Гетманщины и Московского царства». Этого мелкого авантюриста периода Гражданской войны три месяца спустя убили, судя по всему, его же подельники. Хотя существует и более героическая украинская версия: «тяжело ранен в бою с деникинцами», да только нет ни могилы, ни документальных подтверждений.

Третья и последняя на сегодняшний день попытка относится к новейшему времени. Древний Переяслав-Хмельницкий 21 июня 1992 года наблюдал примерно ту же картину, что и в далёком 1919-м: самозванцы из так называемой «Великой рады Украинского казачества», собравшиеся «со всей Гетьманщины» (?) избрали «Гетманом Украины» пришельца из Львова Вячеслава Чорновола, который провозгласил «отречение присяги на верность московскому царю, данной в 1654 году во время Переяславской рады». Новоявленный «гетман» погиб 25 марта 1999 года в автокатастрофе близ Борисполя при обстоятельствах действительно странных: на незагруженном шоссе, при ясной погоде. И здесь, судя по всему, не обошлось без «поплечников», которым очень не нравилось видение Черноволом федеративного устройства Украины.

Памятник 300-летию воссоединения Украины с Россией и черноволовский знак «отречения от присяги»

В память же о «черноволовской нелепе» остался памятный знак: камень на площади, вросший в землю, на радость всем пробегающим мимо собакам. Истинное убожество в сравнении с величественными памятниками 300-летию воссоединения Украины с Россией, 325-летию этого события, и другими, пока ещё служащими украшениями Переяслава, уже потерявшего в 2019 году часть названия – «Хмельницкий».

Казалось бы, чего проще – Малороссия референдумом вступала в союз с Россией. Выход находится там же, где и вход: через референдум. Но его не проведут никогда, ибо результат понятен и без опроса: большинство украинских граждан и сегодня не изменят клятве, данной их предками в Переяславе в далёком 1654 году.

Заглавная иллюстрация: М.И. Хмелько, «Навеки с Москвой, навеки с русским народом»

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх