На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Факты Дня

2 277 подписчиков

Свежие комментарии

  • Вячеслав
    Хорошая статья...  Вот теперь, такую же про наше Министерство обороны, пожалуйста!..Эротичный «эскорт...
  • Бендер Задунайский
    Ближе к очку зелебобика колоть надо было . Вынул и член об бороду вытер .Эротичный «эскорт...
  • Olga Chuhutina
    Турции  не стоило так поступать с  храмом Святой  Софьи КонстантинопрольскойПредначертание св...

Вологда. История и застройка центра города

Вологда — один из крупнейших городов Русского Севера. Расположена в 500 км от Москвы и в 600 км от Петербурга, на перекрестке двух дорог.

Население 310 тысяч. Город был основан в XII веке, когда согласно летописи монах Герасим Вологодский основал тут, на берегу реки Вологды монастырь.

До конца XIV века Вологда находилась в подчинении Новгородской республики. С конца XIII века, ввиду своего выгодного географического положения на перекрёстке путей, город неоднократно становился объектом междоусобных войн Новгорода, тверских и московских князей.

Точка была поставлена в 1397 году, когда московский князь Василий I военным путём окончательно присоединил Вологду к Московскому государству. Хотя еще целое столетие на этих землях шли междуусобицы. Форпостом влияния Москвы в Вологде стал Спасо-Прилуцкий монастырь, основанный в 1371 году и находящийся ныне на северной окраине города.

В период правления царя Ивана IV «Грозного», Вологда становится одним из важнейших транзитных центров во внешней торговле России с Европой, которая шла через бассейн Северной Двины. В этот же период был построен каменный кремль и Софийский собор.

После окончания Смуты, которая сильно затронула и эти места, Вологда переживает новый расцвет, который был связан с прохождением через эти места торгового пути на Архангельск.

После основания Санкт-Петербурга и выхода России к Балтике это значение Вологды сильно снизилось и город на какой то время перестал быть административным центром. Но так или иначе Вологда в конце XVIII века становится губернским городом, закладывается городская планировка, сохранившаяся и по сей день.

Следующий экономический подъём города связан с запуском новых водных систем на Русском Севере, открытием пароходного движения по Сухоне и со строительством узкоколейной железнодорожной линии, связывающей Вологду с Ярославлем(1872), с Архангельском (1898). При этом полноценная железная дорога пришла сюда со стороны Петербурга только в 1905 году, при строительстве пути в сторону Вятки.

В этот же период Вологда становится крупнейшим центром российского масло-молочного производства.

В городе в XX веке практически полностью сохранился исторический центр, сложившийся в XIX — начале XX века. Уцелело также большинство храмов и старых деревянных домов.

Во время Великой Отечественной Вологда не пострадала, но была тыловой эвакуационной базой Ленинградского фронта.

При СССР в городе появилось много промышленных предприятий, были построены жилые микрорайоны, как правило небольшой этажности, но по настоящему крупным городом Вологда так и не стала. Тот же промышленный Череповец, находящийся по соседству, крупнее своего областного центра.

Но область, центром которой является этот город — по настоящему громадная и тянется с запада на восток от приграничной Карелии до западного Предуралья. Вся покрыта лесами, болотами и очень малонаселенная.

Крайне интересная деталь — с 1991 года население этого города только увеличилось на 20 тысяч человек.

Город Вологда на контрасте ощущается как достаточно тихий и провинциальный, где после столичной суеты можно очень хорошо расслабиться. Население здесь русское почти на все 100%

По всей видимости крупнейшей местной отраслью экономики является — железная дорога. Город стоит на пересечении двух важнейших для всей страны жд магистралей.

Этот северный город столетиями не знал войн и вражеских нашествий. Тут прекрасно сохранилась застройка времен Российской империи невысокой этажности, которой довольно много в центре города, который в целом выглядит довольно неплохо. И даже несколько лучше, чем это было 6 лет назад. когда я тут побывал впервые.

Река Содима в центре города.

Памятник Ильюшину.

Пешеходная зона.

До революции — гостиница «Берлин».

Улица Мира — одна из центральных.

Финны были даже на территории этого региона.

Бульвар по проспекту Победы.

Река Вологда в самом центре.

Конструктивизм.

Под нами протекает река Содима, упрятанная в трубу. А это здание — новодел.

Бульвар на улице Мира. Торговые ряды XIX века постройки.

Площадь Свободы. Здание Гостиного двора, конец XVIII века.

Церковь Иоанна Предтечи в Рощенье. 1710.

Особняк в стиле модерн.

Дома XIX века на улице Лермонтова.

Поклонный крест на Площади революции. До XX века на месте креста находился Спасо-Всеградский собор.

Крупнейшая в городе — площадь Революции. Получила своё название в 1918 году в результате объединения Спасской, Сенной и Александровской площадей.

Старая гостиница.

Дом Связи. 1962.

Бывшая Городская дума.

Памятник гражданской войне.

Улица Марии Ульяновой.

Бывшая гостиница «Эрмитаж» на площади Возрождения. 1903. Тут размещается Администрация Вологды.

Бывший дом Свешникова (начало XIX века).

На Каменном мосту.

И мы снова на площади Свободы, где стоит памятник Ленину.

Бывший Дом страхового общества. До революции — центр культурной жизни города.

Построен в 1908 году.

Дом купца Грачёва.

Дом купца Гусева.

Здание Правительства Вологодской области. 1986 год.

До 1992 года здание областного комитета КПСС и областного исполнительного комитета.

Городская Дума.

Улица Герцена.

Современное здание. Весьма неплохо.

Храм Николая Чудотворца на Глинках. 1676. Это уже рядом с вокзалом, от которого до кремля идти пешком не более двух километров.

Гостиница «Вологда» вблизи вокзала. Уродливое хрущевское строение. Где-нибудь в областном центре УССР так бы в те годы не построили.

Городской транспорт Вологды в этот раз порадовал, в отличие от 2016 года, когда я бывал в этом городе в первый раз. Во первых выжил троллейбус, хоть и маршрутов немного. Во вторых автобусы сильно потеснили маршрутки, полное засилье которых я застал в 2016 году. Исчезли старые еле ползающие развалины, которые я увидел на троллейбусных маршрутах 6 лет назад. Хотя и сейчас на маршрутах встречаются единицы не самые новые.

Стоимость проезда — 32 рубля.

Правда говорят в городе всего один маршрут. Но ходят с виду часто.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх