Обещать – не значит жениться. Именно этим выражением можно описать последнее заявление вице-премьера Дмитрия Козака о том, как правительство намерено сдерживать рост цен на бензин в 2019 году. Почему власти отказываются взять на себя ответственность?
Ситуация на топливном рынке России с каждым днем становится все сложнее и запутаннее.
Важно понимать, зачем и с какой целью прошло это совещание. Вероятнее всего, исключительно с информационной: стране было необходимо новое заявление о том, что росту цен на бензин поставят надежный заслон. При этом никакого сдерживающего решения не прозвучало, господин Козак лишь заверил – если ситуация выйдет из-под контроля, то власти что-нибудь придумают. Пока что необходимо просто смотреть на ситуацию. Чего в реальности стоит ждать жителям России?
Крепкие обещания
Первое и самое главное, о чем заявил вице-премьер Дмитрий Козак, – правительство будет бороться с повышением цен. Напомним, что рост цен на бензин в России с 2019 года неизбежен. Причина – разморозка топливных акцизов, размер которых был зафиксирован в июле 2018 года, чтобы хоть как-то притормозить небывалое подорожание топлива. Теперь же акцизы будут повышены на 2,7 тыс. рублей за тонну дизельного топлива и 3,7 тыс. рублей за тонну бензина.
Господин Козак, к сожалению, говорил не об акцизах. Кабмин намерен бороться с повышением цен заградительными экспортными пошлинами. Как это будет работать? Логично, что если продавать нефтепродукты за границу станет менее выгодно, то их станет больше оставаться в стране, а, следовательно, внутренние цены будут ниже. Впрочем, вице-премьер тут же сделал несколько серьезных оговорок, которые мы рассмотрим ниже.
Сегодня есть инструмент установления заградительных пошлин на нефтепродукты с тем, чтобы снизить экспортный netback (прибыль нефтяников от продажи нефтепродуктов за границу минус транспорт), обсуждали и альтернативные варианты, пока о них говорить преждевременно, решение еще не принято, -сказал вице-премьер.
Заявление господина Козака по пошлинам можно считать попыткой наступить на горло собственной песне. Дело в том, что экспортные пошлины являются составной частью налогового маневра в нефтяной отрасли, который проводит правительство. Суть его состоит в том, чтобы переложить нагрузку на отрасль, снизив пошлины, но взимать с компаний налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Поэтому сейчас нефтепродукты выгодно гнать на экспорт, а не продавать внутри России.
Вилами на воде писано
Отказ от снижения пошлин – дело хорошее применительно к топливному рынку России. Однако вряд ли речь идет о пересмотре правительством параметров налогового маневра – слишком серьезно уже взят курс на эту реформу с целью увеличить доходы от всей «нефтянки», несмотря на проблемы компаний и цены для населения. Но, возвращаясь непосредственно к словам Козака, нельзя не отметить то самое спасительное «если».
«Эти инструменты будут вводиться при условии, если будет угроза существенного превышения стоимости моторного топлива на розничном рынке выше инфляции», – сказал вице-премьер.
Мы обсудили с нефтяниками возможные варианты действий, чтобы прекратить ручное управление на рынке, у государства есть различные механизмы регулирования,– заявил господин Козак.
Что это значит? Во-первых, поднимать экспортные пошлины правительство будет только в том случае, если произойдет резкий рост цен на бензин, который сильно обгонит инфляцию. Никаких точных параметров указано не было.
Во-вторых, для этого должны серьезно вырасти мировые цены на нефть, которая уже сейчас достигает пиковых значений с 2014 года. При этом станы ОПЕК+ начинают наращивать добычу, чтобы сдержать экстремальный рост цен. Увеличила добычу и Россия.
В-третьих, должна произойти новая девальвация рубля. Этот вариант теоретически возможен, так как в ноябре будут введены очередные санкции США против России, что начнет топить рубль. Однако пока непонятно, насколько жесткими будут новые антироссийские меры. Наконец, как мы видим, Козак говорил о неких других инструментах воздействия, не пояснив, о чем вообще идет речь.
Не слова, а дела
Как рассказал ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев, рост цен на бензин в России с наступлением 2019 года неизбежен, вопрос только в масштабах:
Все изменения, которые поддержали внутренний рынок на плаву в этом году, со следующего года будут отыграны. Плюс НДС увеличивается на 2%, к тому же продолжается налоговый маневр – увеличивается НДПИ. Если все пойдет так, как сейчас, то за первые два месяца 2019 года цены на бензин должны подняться на 15%. То есть где-то на 7 рублей за литр. Конечно, это вызовет серьезную социальную напряженность.
Именно поэтому правительству нужно не делать заявлений, основанных на «если», а переходить к конкретным действиям, уверен господин Танкаев. В конце концов, Дмитрий Козак абсолютно прав, когда говорит, что все рычаги у правительства для этого есть.
Первое, что необходимо, – отмена налогового маневра. Однако он, по словам Танкаева, отменен не будет, потому что служит «высшей цели» – закрытию черной дыры в нефтяной отрасли России. Эта дыра образуется из-за поставок нефти в Белоруссию по ценам российского внутреннего рынка. Нагрузка за недополучение средств ложится на отрасль и потребителей.
«Следующий шаг, который может быть сделан, – это отмена акциза. Или его резкое снижение. Но лучше отмена», – сказал Танкаев.
Мы с вами знаем, что этого тоже не будет. Речь идет только о повышении акцизов с 1 января 2019 года. Точка.
Третий шаг, который нужно сделать и который, похоже, понемножку все-таки делается, - необходимо укрепить национальную валюту. Необходимо укрепить рубль для того, чтобы разница в цене между нашими соседями и нами была поменьше. Сейчас, если мы будем говорить в среднем о европейских странах, разница в цене между бензином в России и бензином у соседей – 2,5 раза. Все-таки это многовато. Это провоцирует экспорт бензина и дизтоплива из России,– сказал господин Танкаев.
С этим трудно спорить. Курс рубля из-за недавнего увеличения ключевой ставки ЦБ России, действительно, немного вырос. Но вспомним здесь же, что обещания вице-премьера Козака, сделанные накануне, предусматривают действия в случае обрушения рубля. С этой точки зрения, если следовать «рецептам Козака», делать пока ничего не надо.
Наконец, есть и четвертая мера. Вы удивитесь, но речь как раз о повышении экспортной пошлины, что идет вразрез с налоговым маневром. В последнее время много говорится о необходимости российского протекционизма – разумных мер по защите внутреннего рынка и производства. Такой шаг помог бы самой оборотистой отрасли российской промышленности и самой доходной для госбюджета сфере. Экспортная пошлина, уверен Танкаев, должна быть увеличена.
«Сейчас она у нас в 10 раз ниже, чем была в 2014 году. Дело в том, что у нас таможенная пошлина на вывоз нефтепродуктов привязана к таможенной пошлине на вывоз нефти. А это разные вещи совершенно. И все-таки внутренний рынок бензина и дизельного топлива необходимо защитить», – сказал эксперт.
Подведем итог. Из всего спектра действенных методов для того, чтобы избежать появления астрономических цифр за литр бензина на заправках, господин Козак предлагает всего одну. Причем с огромным количеством оговорок, которые противоречат нынешней ситуации как на мировом, так и на внутреннем рынке. Более глобальные поступки для кабмина пока невозможны, так как привели бы к пересмотру вообще всей стратегии развития ТЭК и системы налоговых поступлений. Не будем забывать также, что бюджет на ближайшую трехлетку уже сверстан и принят Госдумой в первом чтении.
Таким образом, совещание у вице-премьера имело целью не решить проблемы, а просто послать сигнал, что если будет совсем плохо, то правительство в пожарном режиме придумает какие-то меры, а пока что (вспомним слова Козака) «говорить о них преждевременно, так как решение еще окончательно не выработано».
Кучер Егор
Свежие комментарии