Первый в истории женский экипаж патрульного корабля сформировали в качестве эксперимента на Черноморском флоте. Могут ли представительницы прекрасного пола справляться с такой работой, рассказала доцент Государственного университета морского и речного флота имени адмирала Макарова, радистка Марина Русина.
По словам Марины Русиной, она с детства знала, что свяжет свою жизнь с морем – после того, как в пионерском лагере встретила ветеранов флота. В итоге посвятила этому делу 27 лет. Сначала работала на судах метеослужбы, а затем – в спасательном флоте ленинградского Западного порта, где была начальником радиостанции. Сейчас собеседница "ПолитЭксперта" делится профессиональным опытом со студентами Академии морского и речного флота имени адмирала Макарова.
Мнение Марины Русиной о службе представительниц прекрасного пола на флоте сложилось уже давно: она убеждена, что чисто женские экипажи – "это из области сказок".
"Женщины более эмоциональны, на них влияет много факторов, вплоть до гормонального фона. Исключения, конечно, есть. Но если мы говорим в целом, им можно доверить далеко не все обязанности. А вот смешанные экипажи имеют место быть, потому что мужчины и женщины разные и выполняют разные функции", – считает специалист.
"Коком пусть лучше будет мужчина"
Специальность радиста, по словам Марины Русиной, женщинам вполне под силу: "они будут, как кошки, все слышать".
По собственному опыту собеседница ПЭ признает, что что в плане эксплуатации справлялась с обязанностями даже лучше мужчин – потому что увлекалась азбукой Морзе, скоростными приемами и передачами и очень ответственно относилась к выполнению любой задачи. А вот в физическом плане была слабее.
"Если случалась какая-то поломка – треснул изолятор, к примеру, – не могла заменить его, потому что нужно было ослабить трос, потому что это физически трудно. И тогда на помощь всегда приходили мужчины. Когда они были рядом на вахте, я чувствовала себя как рыба в воде, потому что знала, что вместе мы со всем справимся", – рассказала она.
За годы службы Марина Русина встречала и женщин-электромехаников, которые справлялись с этой работой безукоризненно: "знали приемники и передатчики "от и до". А вот женщин-механиков видеть не приходилось. Мужчинам она бы доверила и многие другие профессии.
"К примеру, я бы не хотела видеть женщину капитанам судна и военного корабля. В судоводительских профессиях тоже нужны смелость и скорость реакции, тогда как женщинам более свойственна осторожность. Даже коком на судне, наверное, все-таки лучше пусть будет мужчина. Почему? Потому что эта работа требует немалых нагрузок: женщине будет тяжело двигать ящики и переносить грузы", – отметила собеседница ПЭ.
Отбросить стереотипы и готовиться к трудностям
В целом, по словам Русиной, о женщинах на флоте существует немало стереотипов. Некоторые ошибочно считают, что они непременно должны пахнуть махоркой и жареной рыбой, руки вытирать о тельняшку. На деле таких персонажей собеседница ПЭ не встречала.
Тем не менее женщины, которые хотят связать свою жизнь с морем, должны быть готовы к любой работе и к трудным условиям, потому что "на корабле нужно знать, как закрутить все болты и гайки, а еще быть готовой к запаху мазута и к тому, что волосы может где-нибудь замотать".
Чаще всего экипаж – это единое целое, где взаимозаменяемость очень важна, отметила специалист. А потому женщинам, готовящим себя к службе на флоте, она посоветовала проверить себя дома или на даче – смогут ли они все сделать сами: спилить дерево, задвинуть окно.
Кроме того, на корабле нужно быть максимально контактным, иметь чувство юмора, какие-то вещи уметь пропускать мимо ушей и быть готовой к тому, что мужчины не будут делать поблажек.
"Я верю в женщин как в специалистов на судне. Повара, радисты, матросы, специалисты для уборки и многие другие профессии им по силам. Но справится ли женщина со швартовкой? Сложно сказать. Море любит сильных. Кроме знаний, там нужна еще и большая выносливость. Женщина может иметь огромную духовную силу, окрыляющую мечту, но физически все равно проиграет. Так что, думаю, не нужно забирать у мужчин все специальности", – заключила собеседница ПЭ.
Ранее бывший моряк сравнил службу на корабле с жизнью в изоляции из-за пандемии коронавируса.
Хотите больше новостей по теме? Кликайте и подписывайтесь на наше издание в Яндексе.
Свежие комментарии