Факты Дня

1 848 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Шиховцев
    На фото один тупорылый молодняк, жизни не видевший.Россия стала миро...
  • Виктор Шиховцев
    Сделать их представителей невьездными в Сирию и Россию. Пусть издалека рассуждают.«Эти безжалостные...
  • Виктор Шиховцев
    Лучше устроить Тяньаньмэнь, чем просрать страну.Белоруссия все бл...

Минск указал Литве на политическую близорукость переводом транзита в Россию

Минск переориентирует белорусские грузопотоки, идущие через Литву, на российское направление, подтвердив бессмысленность санкций Вильнюса, рассказал ФБА «Экономика сегодня» заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

Белоруссия поворачивается на российскую Усть-Лугу

Ограничительные меры, которые были введены Вильнюсом против Республики Беларусь, сыграют не на руку Литве. Последняя рискует загнать себя в сложное положение в связи с тем, что ответ Минска не заставил себя ждать.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко, как сообщает обозреватель Baltnews, принял решение изменить морской транзит в пользу Российской Федерации, исключив Клайпеду, на которую приходится до 30% белорусского транзита.

«В прошлом году Минск намеревался нарастить поставки своих нефтепродуктов через Клайпеду. Если по итогам 2019 года объем транзитированных через этот порт нефтепродуктов из Белоруссии составил около 1,5 млн тонн, то в текущем году ожидался рост объемов до 2 млн тонн. Однако последние события оказали негативное влияние на планы сторон.

Но, анализируя действительность, важно понимать, насколько Белоруссия является независимой страной и одновременно зависимой от Российской Федерации с точки зрения экономики», - прокомментировал эксперт Александр Фролов.

Белоруссия перестраивает маршруты

Тем не менее, добавляет Фролов, Минск демонстрирует способность к использованию неблагоприятных обстоятельств на фоне ухудшения отношения с другими постсоветскими странами себе на пользу.

Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов

«Расширение сотрудничества с Литвой было специфическим шагом со стороны Белоруссии после того, как Вильнюс утратил российские грузы. Литва в условиях падения транзитного потока из России становится заинтересованной в транзите из других стран и проявляет сговорчивость.

Минск пытался играть именно на этом и воспользовался ближайшим к одному из своих нефтеперерабатывающих предприятий «Нафтан» литовским портом Клайпеда», - отметил собеседник агентства.

Александр Фролов подчеркнул, что обстоятельства на международной арене заставили Литву проявить политическую близорукость. Это, по мнению эксперта, сыграло против ранее принятой стратегии расширения сотрудничества Вильнюса и Минска.

«Сейчас мы видим последствия, которые ставят Белоруссию перед выбором. Первый вариант подразумевает нормализацию отношений с Литвой и возврат транзита через нее с планами расширения. Но этого не произойдет из-за несамостоятельности литовской элиты – она, как говорящая голова, принимает решения под влиянием Запада.

Другой вариант предполагает расширение поставок через Россию. Он очевиден, выгоден Москве и прорабатывался давно», - объясняет эксперт.

Белоруссия и Россия находят новые точки соприкосновения экономик

В настоящий момент остается неясным, каким образом Минск настроит грузоперевозки через порты Российской Федерации, однако уже можно с уверенностью говорить о финансовых вложениях с белорусской стороны.

Переориентация на Усть-Лугу: что получает Минск

Издание Baltnews обращает внимание на планы Александра Лукашенко пересмотреть транзит нефтепродуктов и хлоркалия, для экспорта которых используются порты на территории Литвы. Предполагается, что республика пойдет дальше и инвестирует некоторую часть заемных денежных средств в портовый проект, расположенный в Ленинградской области, несмотря на его удаленность от Белоруссии. Речь идет о поселке Усть-Луга.

В нем белорусские власти на деньги российского кредита, выданного на строительство БелАЭС в Гродненской области, собираются построить для себя терминал. Остались нерастраченные средства, а Москва разрешила Минску использовать их на строительство терминала в Усть-Луге.

Отметим, что Белоруссия обладает двумя нефтеперерабатывающими заводами, куда поступает российское сырье без экспортной пошлины, за счет чего Минск зарабатывает на перепродаже демпинговой нефти.

Президент Белоруссии жестко ответил Литве на санкции

«России было бы интересно получить не крупного, но представительного поставщика в лице Белоруссии. Отчасти это даже экономически обосновано, что доказывает расстояние до Усть-Луги от Минска – оно увеличивается почти на 300 км.

Белоруссия намерена часть грузопотока перевести на Российскую Федерацию, что технически становится вполне возможным. Но сразу возникает вопрос о преференциях, которые Москва могла бы предоставить Минску в свете его намерений», - отметил эксперт.

Наличие преференций, продолжил Александр Фролов, важно для республики, которая, возможно, понесет иные затраты в случае перетягивания грузов дальше Литвы. Логистические изменения будут не большими, но заметными для Минска.

«Вполне возможно, что последний попросит Москву компенсировать рост затрат осуществление перевалки перевозку грузов по железной дороге за счет льгот.

Теоретически, Российская Федерация способна согласиться и предложить какие-то условия. В этом направлении открываются возможности по восстановлению долгосрочных отношений сторон в области льготных поставок нефти в Белоруссию», - подчеркнул эксперт.

Минск окончательно решил отвернуться от Клайпеды в Литве

Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Фролов напомнил, что Россия поставляет в Белоруссию по льготным ценам около 24 млн тонн нефти в год.

«Экспортная пошлина, которая, к слову, в 2024 году снизится до нуля, стала в свое время источником нефтегазового кризиса, ведь за счет нее Белоруссия получала достаточной высокий доход.

Проблемы, которые накопил Минск до президентских выборов, никуда не исчезли – их нужно решать. Среди таковых – разное понимание льготных поставок нефти в Белоруссию.

В связи с этим можно предположить, что стороны продолжат искать некий приемлемый способ поддержки белорусской экономики. Транзит через Усть-Лугу может открыть пит-пункт в переговорах, которые должны состояться», - резюмировал эксперт.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх