На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Факты Дня

2 277 подписчиков

Свежие комментарии

  • Вячеслав
    Хорошая статья...  Вот теперь, такую же про наше Министерство обороны, пожалуйста!..Эротичный «эскорт...
  • Бендер Задунайский
    Ближе к очку зелебобика колоть надо было . Вынул и член об бороду вытер .Эротичный «эскорт...
  • Olga Chuhutina
    Турции  не стоило так поступать с  храмом Святой  Софьи КонстантинопрольскойПредначертание св...

«Окно в Европу»

Арт-объект под названием «Окно в Европу». Стоит на Кронштадском форте «Константин» у самого Морского канала, который в этом месте пересекает дамбу, проходя над автомобильным тоннелем.

Где-то там на западе за линией горизонта — Финляндия, Швеция и остальная Европа

На самом деле морское «Окно в Европу» в этом месте для России совсем не виртуальное, а вполне реальное и осязаемое. Ведь времена когда Россия владела обширным Балтийским побережьем от Питера до Калининграда давно позади. Уже 30 лет Калининград отрезан от континентальной России и только в Ленинградской области через целую сеть морских портов осуществляется транспортная связь с европейским и атлантическим пространством по самому короткому маршруту.

Чего стоило России в прошлые столетия пробивание этого «окна», каких тяжелых войн и даже новая столица Санкт-Петербург была во многом заложена именно ради этого геополитического проекта.

А до начала XVIII века еще допетровская Россия лежала далеко на востоке Европейского материка, фактически отрезанная от торговых путей и выходов к морям. И только через Архангельск была возможна связь по морю с внешним миром. Но для этого надо было совершить длительное плавание через арктические воды и обогнуть всю Европу с севера.

К Тихому же океану мы полноценно вышли вообще только в начале прошлого XX века, когда был проложен Транссиб.

На Черном море даже после триумфальных побед времен Екатерины Великой в XVIII веке, Турция еще долго была препятствием для свободного судоходства. И только в веке XX-м этот вопрос для Черного моря был кажется решен окончательно. По крайней мере для мирного времени.

Вот такая у нас сложная географическая судьба, от которой не уйдешь и не отмахнешься.

Побывал я там в прошлые выходные во время посещения Кронштадта.

Очень интересное и видовое место. В предыдущий раз я был на нем зимой и в очень туманную погоду.

Форт «Великий Князь Константин» — один из бывших артиллерийских фортов, защищавших некогда гавани Кронштадта с юга. Входил в число самых крупных артиллерийских фортификационных сооружений Кронштадта. Строился и укреплялся весь XIX век, проделав путь от деревянного до каменного.

В свои лучшие времена, а это 60-70-е годы XIX века, имел броневую защиту, казармы с личным составом, 11 нарезных орудий, мортиру, самую на то время современную оптику.

Позже был соединен дамбой с островом Котлин, где располагалась главная база Русского Балтийского флота — Кронштадт.

И это была только часть тех многочисленных артиллерийских укреплений, которые создавались тут в заливе и на его берегах, подряд полтора века, делая неприступной с моря столицу Российской империи.

Кстати уже в Великую Отечественную войну вся эта мощная артиллерия на фортах, создаваемая очень долго на морских подступах к городу и собственно сама морская крепость Кронштадт, сыграли важнейшую роль в удержании Ленинграда и Ораниенбаумского плацдарма, который образовался на южном берегу Финского залива.

В других войнах здешним укреплениям не приходилось сражаться в полную мощь, как именно в последнюю войну, уже при СССР.

В послевоенное время эти укрепления постепенно утратили свою актуальность для флота и стали объектом военно-историческим.

В XXI веке крупнейший форт «Константин», оказавшись на пути строительства автомобильной дамбы с тоннелем, полностью соединился таким образом с сушей и стал наиболее популярным и доступным для посещения фортом Кронштадта.

Сейчас сюда возят экскурсии, тут организовали музеи, водные прогулки, кафе и рестораны, стоянку для машин.

С «Константина» открывается отличный вид на створ морского канала, который пересекает петербургскую защитную дамбу.

С него наиболее удобно наблюдать за движением судов в морские порты Санкт-Петербурга. Особенно красивы летние вечерние проходы круизных лайнеров, которые можно было наблюдать в доковидные времена.

Неплохой обзор с «Константина» открывается также на контейнерный терминал «Моби-Дик», который пристроили к защитной дамбе.

Хорошо с него видны также форты «Александр I» (Чумной) и «Император Петр I», а также другие объекты.

Попасть на «Константин» можно только на автомобиле или на такси.

Паромно-перегрузочный терминал ООО «Моби Дик».

Создан в 2002 году.

6

Гавань «Базы Литке».

Артиллерийская батарея на восемь 11-дюймовых орудий, построенная в 1901 году.

Бывшие казармы.

Форт «Александр I» (Чумной).

Форт «Император Пётр I».

«1721 — 1724 гг., строитель Лейн Э., 1823 — 1824 гг., инж. Фуллон А.А.

Форт представлял собой сооружение круговой обороны. Главная башня, соединялась по флангам с двумя полубашнями. Горжевая часть с двумя проходами во внутреннюю гавань форта была вооружена 16 полупудовыми единорогами, а сами проходы перекрывались чугунными раздвижными мостами. На форте располагалось 422 человека гарнизона, вооружённого 97 орудиями.»

Форт «Александр I» при большем приближении. За ним в глубине виден еще один знаменитый форт «Кроншлот».

24. Батарея 6-дюймовых орудий системы Канэ.

Была оснащена восемью орудиями.

Акватория у прохода Морского канала через линию дамбы.

37. «Действующее судопропускное сооружение С1 предназначено для пропуска морских судов в течение всего года.

Судопропускное сооружение представляет собой судоходный пролет с сегментными плавучими затворами — батопортами. Ширина судоходного пролета 200 м, глубина на пороге 16 м.»

Светящий навигационный знак на южной части прохода через дамбу.

В этом месте залив полностью не замерз и даже из-за узкозти, создаваемой дамбой есть довольно заметное течение!

Форт «Павел I» («Рисбанк»).

1807 — 1812 гг., инж. Герард И., 1845 — 1859 гг., инж. Маслов В.И.

«Император Павел I», являющийся, по-существу, казематированной батареей, до своего разрушения был самым большим из когда-либо построенных фортов такого типа в Кронштадтской крепости. Начат постройкой в январе 1845 г. на месте старого, ещё деревянного форта «Рисбанк», от которого получил свое первоначальное имя. Возводился по тем же технологиям, что и «Александр I»

Судно идет в Санкт-Петербург из Балтийского моря.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх