На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Факты Дня

2 278 подписчиков

Свежие комментарии

  • Вячеслав
    Хорошая статья...  Вот теперь, такую же про наше Министерство обороны, пожалуйста!..Эротичный «эскорт...
  • Бендер Задунайский
    Ближе к очку зелебобика колоть надо было . Вынул и член об бороду вытер .Эротичный «эскорт...
  • Olga Chuhutina
    Турции  не стоило так поступать с  храмом Святой  Софьи КонстантинопрольскойПредначертание св...

Арабское противодействие Израйлю в Африке

Новая африканская политика Израиля, объявленная с 2016–2017 гг. одним из внешнеполитических приоритетов правительства Б. Нетаньяху, сразу стала дополнительным раздражителем в отношениях еврейского государства с арабским миром. Она вызвала крайне негативную реакцию ведущих арабских стран, поскольку своё дипломатическое наступление на Чёрный континент Израиль открыто мотивирует необходимостью расколоть «автоматическое большинство» в ООН (значительную часть ко-торого составляют государства Африки), выступающее против политики Тель-Авива в палестинском вопросе. Б. Нетаньяху заявил в ходе визита в Кению в 2016 г., что «почти все» африканские страны могут быть союзниками Израиля, поскольку «люди не верят» в то, за что эти государства голосуют на международных форумах, и призвал к совместным действиям в ООН.

Дипломатическое наступление Израиля

«С точки зрения Израиля, Африка предоставляет возможность разорвать арабскую политическую и экономическую блокаду, введённую в отношении еврейского государства»,– так охарактеризовал инициативы Тель-Авива израильский писатель и публицист Э. Бек.

По его мнению, Израиль отказался от внешней политики прошлых лет, которая ориен-тировалась на «комфортные» регионы мира, такие как США и Европа.


Реальный перелом наступил в 2016 г., когда в Африку впервые отправился премьер-министр Б. Нетаньяху, визит которого (в силу того, что его совершал лично глава правительства) был направлен прежде всего на развитие политического сотрудничества со странами континента.

По мнению западных исследователей, нынешние цели Тель-Авива во многом похожи на геополитику 1960-х гг., заключавшуюся в выявлени иобщих интересов и израильских поставках современных технологий и военной техники в обмен на дипломатическую поддержкуи стратегическое сотрудничество. К настоящему времени установлены дипломатические отношения с 43 из 55 африканских государств. 1 апреля 2019 г. в Руанде открылось 11-е посольство Израиля на континенте. Кроме того, арабский мир настораживает усилившееся экономическое проникновение Израиля в Африку. Учитывая её ресурсный потенциал и растущий рынок, Тель-Авив ставит задачи всемерного продвижения интересов своих национальных компаний на этом направлении, а также укрепления сотрудничества с государствами Чёрного континента в области безопасности и по линии ВТС (включая рост экспорта израильского оружия и боевой техники). Актуальным также остаётся совместное решение проблемы миграции африканских беженцев в Израиль.

При этом африканским странам предлагаются различные экономические преференции, содействие в создании эффективных военизирован-ных структур (в первую очередь это касается поддерживаемых Тель-Авивом репрессивных режимов) и оказание прямой помощи, в том числе в предоставлении новейших технологий в таких принципиально важных для африканцев областях, как водопользование, сельское хозяйство, здравоохранение, образование. Немалую роль в укреплении позитивного имиджа Израиля также играет реализация финансируемых им проектов в гуманитарной сфере.

Двойственная политика Саудовской Аравии, ОАЭ, Марокко

Для представителей политических элит Чёрного континента является очевидной двойственная политика таких государств, как Саудовская Аравия, ОАЭ, Марокко в отношении Израиля. Исходя из своих геополитических интересов, они, по мнению африканских экспертов, укрепляют собственные неофициальные контакты с Израилем, но не могут допустить, чтобы палестинская проблема перестала использоваться в качестве инструмента международного давления на Тель-Авив. При этом арабские лидеры сами находятся под напором анти израильских настроений населения собственных стран. В данном случае в качестве идеологического противовеса такому дуализму приводится принципиальная позиция Африканского союза (АС), с момента своего создания в 2002 г. солидаризировавшегося с Генеральной Ассамблеей ООН в осуждении израильской оккупации палестинских территорий, включая Восточный Иерусалим, на основании соответствующих документов Совета Безопасности ООН.

Тем не менее растущая обеспокоенность сотрудничеством африканских стран с Израилем побуждает арабские государства к более активным действиям на дипломатическом поле. В настоящее время проводится подготовительная работа (с участием Комитета по противодействию Израилю в Африке, базирующегося в Каире) по созыву в Саудовской Аравии Пятого арабо-африканского форума, намеченного на конец 2019 г.

Арабское противодействие

Переменчивость позиций африканских стран при голосовании в структурах ООН можно проиллюстрировать примером принятия доклада Совета по правам человека (СПЧ) 22 марта 2019 г.,

осуждающего действия израильских военных на границе сектора Газа, а также «на оккупированных палестинских территориях, включая Восточный Иерусалим». Документ был принят 23 голосами «за», при 8 «против» и 15 «воздержавшихся». Ни одна из 13 представленных в СПЧ африканских стран не выступила в поддержку Израиля. Даже дипломатические союзники еврейского государства – Камерун, Руанда и Того, а также примкнувшая к ним Республика Конго – предпочли воздержаться. Ангола, Буркина-Фасо, Египет, Нигерия, Сенегал, Сомали, Тунис, Эритрея, ЮАР проголосовали за доклад.

Республика Того была единственным государством Африки, голосовавшим на ГА ООН против резолюции, в которой осуждался перенос посольства США в Израиле в Иерусалим. На фоне голосования большинства африканских стран это выглядело тем более контрастно, что даже ряд африканских государств, получавших наибольшую помощь США (Египет, Кения, Нигерия, Танзания, Эфиопия), проголосовали за эту резолюцию.

Нигерия, Южная Африка, Сенегал голосуют за эмбарго на поставки оружия и судебное преследование Израиля.

«Израиль должен всегда проявлять максимальную сдержанность и избегать чрезмерного применения силы против мирных граждан, осуществляющих своё право на протест, сопротивление продолжающейся оккупации»,


– заявил представитель Нигерии М. Иса. Член СПЧ от ЮАРК. Свеммер пошёл дальше, подчеркнув, что «выводы доклада о возможных военных преступлениях и преступлениях против человечности заслуживают доверия».

Государственный министр Саудовской Аравии по делам Африки А. бен Каттан провёл 6 марта 2019 г. в штаб-квартире ЛАГ в Каире ключевое заседание министерского Комитета по противодействию Израилю в Африке, в котором также участвовал спикер Арабского парламента М. бен Фахм аль-Салами. На совещании рассматривался план действий, направленных на то, чтобы остановить «экспансию» еврейского государства на Чёрном континенте. Комментируя СМИ это мероприятие, палестинский посол в АРЕ Д. аль-Лух выразил надежду на то, что арабские инвестиции в экономику африканских стран помогут установлению прочных арабо-африканских торгово-экономических связей. Он подчеркнул, что арабские государства могут «перекрыть» израильские инвестиции в сельское хозяйство и обеспечение безопасности в Африке, поскольку они «способны заполнить этот пробел и помешать Израилю использовать эти секторы».

Египет взял на себя инициативу противодействия израильской «культурной экспансии

Египет как председатель Афросоюза в 2019 г. взял на себя инициативу противодействия израильской «культурной экспансии» в Африке методами «мягкой силы». В Луксоре 15–21 марта 2019 г. состоялся Восьмой африканский кинофестиваль, 16–18 марта в Асуане прошёл форум «Африканская молодёжная платформа», который открыл лично президент А. ас-Сиси. На кинофестивале особое внимание было уделено кинематографистам из стран, пошедших на сближение с Израилем. Что касается молодёжного форума, то в ходе его работы поддержка «палестинского дела» стала одной из центральных тем.

Заключение и прогнозы

В целом представляется маловероятным, что в обозримой перспективе Израиль сможет достигнуть больших успехов в развитии политических и экономических связей со странами Африки южнее Сахары, так как этому по прежнему будут мешать нерешённость палестино-израильского конфликта и постоянные вспышки вооружённого противостояния, вызывающие осуждение со стороны африканских политиков. Также будет расти давление со стороны арабских государств.

Играет свою роль и непродуманная политика США на данном направлении. Ряд шагов, таких как признание Иерусалима столицей еврейского государства и суверенитета Израиля над Голанскими высотами, вряд ли может быть поддержан арабскими и мусульманскими странами. Следует также признать, что даже при стремлении части арабских элит к сближению с Израилем таковое будет категорически отвергнуто большинством населения. Всё это, несомненно, влияет на отношение стран Африки к палестино-израильскому конфликту. Африканские деловые круги заинтересованы в развитии экономического сотрудничества с арабским миром, и в нынешней ситуации это неизбежно затрудняет их контакты с Израилем.

Но главное – для большинства стран Африки политика Израиля на оккупированных палестинских территориях ассоциируется как с их собственным колониальным прошлым, так и с режимом апартеида в ЮАР. Тем более что в 1960–1980-е гг. в условиях международных санкций против Претории Тель-Авив оставался ближайшим партнёром расистского режима, особенно по линии ВТС и другим направлениям сотрудничества между их военными и силовыми структурами. Всё это негативно воздействует на африканское общественное мнение и историческую память африканцев.


Автор: RimmaHitray

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх