На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Факты Дня

2 280 подписчиков

Свежие комментарии

  • Вячеслав
    Хорошая статья...  Вот теперь, такую же про наше Министерство обороны, пожалуйста!..Эротичный «эскорт...
  • Бендер Задунайский
    Ближе к очку зелебобика колоть надо было . Вынул и член об бороду вытер .Эротичный «эскорт...
  • Olga Chuhutina
    Турции  не стоило так поступать с  храмом Святой  Софьи КонстантинопрольскойПредначертание св...

«Забыли Горбачева»: Витаутас Ландсбергис хочет посадить президента СССР



Расследование дела о столкновении у Вильнюсской телебашни 13 января 1991 года проводится необъективно, считает первый руководитель постсоветской Литвы Витаутас Ландсбергис. По неизвестным ему причинам правоохранители не пытаются привлечь к ответственности президента СССР Михаила Горбачева. Ландсбергиса не смущает, что на одной скамье подсудимых с Горбачевым должны сидеть он сам и его подельники из «Саюдиса», которые устроили кровавую провокацию возле Вильнюсской телебашни и приблизили крах Советского Союза.

Из уст «патриарха» литовский политики обвинения в адрес Горбачева звучат не впервые. В 2011 году он сетовал, что президент СССР на Западе пользуется уважением, которого на самом деле не заслуживает. «До сих пор в мире у многих мозги не отмылись, некоторые считают, что реформатор тюрьмы был освободителем», — сказал тогда Ландсбергис.

Возмущение первого лидера постсоветской Литвы закономерно. Жаба давит: главным героем антисоветской эпопеи оказался не он — ключевой политический деятель первой республики, которая объявила о выходе из Советского Союза, — а Горбачев. На это он и пытался намекнуть. Не прославляйте «надзирателя тюрьмы» — прославляйте освободителя!

По всей видимости, на старости лет Ландсбергис окончательно уверовал в то, что новейшая история не до конца оценила масштаб его личности. Злоба полезла из всех щелей.

Михаилу Сергеевичу здесь можно только посочувствовать. Разве не Горбачев породил «народные фронты» в Прибалтике как опору для борьбы с консервативными кругами в КПСС? Не под его ли чутким руководством окреп литовский «Саюдис», который пользовался особым расположением «прораба перестройки» Александра Яковлева? Не он ли бездействовал до последнего, когда сепаратисты в Прибалтике открыто провозглашали, что СССР, подобно Карфагену, должен быть разрушен?



Кстати, сам Ландсбергис признавал, что Горбачев в течение двух лет просто наблюдал за ростом сепаратистского движения в Литве, хотя мог в любой момент его прихлопнуть.

И вот она, благодарность! Был реформатором (пусть и не освободителем), а превратился в преступника.

Свою причастность к трагедии 13 января, как известно, Горбачев отрицает. «Альфу» в Литву он якобы не посылал. А кто посылал? По его версии, люди, которые уже не считались с президентом страны и хотели его подставить, повязать кровью, поставить перед фактом. «Я не знаю, кто исполнитель, но ясно, что без Крючкова и Язова не могло обойтись», — недвусмысленно намекал Горбачев.

У маршала Язова, тогдашнего министра обороны СССР, на этот счет другое мнение. «Он человек солдатской и советской закваски, согласно которой своего главнокомандующего сдавать не принято, — рассказывала в интервью аналитическому порталу RuBaltic.Ru российская журналистка, автор книги «Кто кого предал» Галина Сапожникова. — Но по его реакции на мои вопросы можно было понять, что приказ поставить Литву на место был дан ему Горбачевым, и решение о введении в Вильнюсе чрезвычайного положения было принято».

Заместитель командира группы «А» 7-го управления КГБ СССР Михаил Головатов также утверждает, что приказ отдал Горбачев: «Нашим взводом был уполномочен управлять только глава КГБ по приказу Политбюро или верховного главнокомандующего Вооруженных сил».

О причастности Горбачева к трагедии подробно пишет в книге «Литовский лабиринт» комсомольский и советский партийный деятель Литвы Владислав Швед, который проходит по «делу 13 января» в качестве обвиняемого. Перефразируем самого Михаила Сергеевича: совершенно очевидно, что без него в этой истории «не могло обойтись».

Но вешать всех собак на Горбачева не стоит. Имена подлинных режиссеров трагедии возле Вильнюсской телебашни давно известны.

И главный из них — Витаутас Ландсбергис, идеолог бескомпромиссного «развода» с Москвой. Человек, которому массовые убийства в ночь с 12 на 13 января помогли нанести удар по противникам ультимативной независимости.

Горбачев подарил ему уникальную возможность превратить Литву в «жертву советской агрессии». Все остальное — дело техники.

Миф о проявлении «советской агрессии» возле Вильнюсской телебашни стал одним из столпов литовской государственности. «Ландсбергисты» искусственно поддерживают его уже 28 лет, затыкая рот всем, кто осмеливается подвергать сомнению официальную точку зрения. Но самому Ландсбергису этого мало.

По его мнению, правоохранительные органы Литвы «сковывают какие-то силы». «Есть предубеждение, а может, и тиски, ограничения, которые нельзя расследовать», — сообщил политик на презентации своей новой книги с красноречивым названием «Вновь оттаявшие следы 13 января и смертельно равнодушная литовская юстиция».

Точнее и не скажешь.

Предубеждения и ограничения в расследовании событий января 1991 года в Вильнюсе действительно есть — Ландсбергис знает, о чем говорит.

Погибший А. Канапинскас собирался бросить взрывпакет в советских военнослужащих, но случайно подорвался сам. Записывать его в жертвы «оккупантов» — это не предубеждение?

Литовца Игнаса Шимулениса расстреливали уже после смерти, в его теле обнаружили семь пуль разных калибров. Обвинять в этом спецназовцев и солдат Вооруженных сил СССР — это не предубеждение?

В акте судмедэкспертизы о причинах смерти Лореты Асанавичюте написано, что гусеница танка шириной 58 сантиметров оставила на ее теле «царапины на коже, похожие по форме на прямоугольники». Того, кто составил этот акт, не «сковывали какие-то силы»?

А начальника Республиканского бюро судмедэкспертизы Литвы А. Гармуса? 6 февраля 1991 года он подписал справку «О причинах гибели январских жертв», которая подтверждала, что Ромуальдас Янкаускас — еще один человек, которого якобы переехал советский танк, — на самом деле стал жертвой автомобильной аварии.

Эта справка фигурировала в материалах уголовного дела, но была изъята в 2011 году.

Когда Галина Сапожникова выслала Гармусу копию справки, тот ответил: «Я это впервые вижу, не помню, чтобы такое подписывал. Просьба больше не беспокоить». Интересно, его никакие силы не сковывали? Не было никаких тисков и ограничений?

Разумеется, все это Витаутаса Ландсбергиса устраивает. Вот что правоохранители Горбачева не допросили — это непорядок.

Повестку о вызове в суд бывший советский лидер получал, но приехать отказался. Участвовать в литовском судилище он наотрез отказывается даже в качестве свидетеля, поэтому суть претензий Ландсбергиса не вполне ясна.

В книге «Зори багряные» бывший вице-премьер-министр Литвы Ромуальдас Озолас пишет, что цинизм Ландсбергиса в 1991 году не имел границ. Спустя 28 лет мало что изменилось.

На скамье подсудимых в Литве сидят невиновные, власти преследуют людей за несогласие с официальной трактовкой событий, а человек, который на самом деле несет ответственность за гибель четырнадцати человек у Вильнюсской телебашни, публично заявляет: нет, ребята, все равно вы недорабатываете.


redactor

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх